Упр.12 Глава 1 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)


Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:

12. 1) Работа в группе. Проведите лингвистический эксперимент. Прочитайте текст, в котором пропущены слова, вынесенные в рамку, и дополните его формами этих слов. Сравните результаты и проанализируйте, насколько совпало ваше восприятие звуков и слов как светлых и тёмных.

гласный, согласный, светлый, темный день, сирень, обман, груб

Все звуки в зависимости от места и способа образования можно разделить на высокие и низкие. В русском языке высокими звуками являются (...) [и], [э], а также (...) [с], [з], [т], [д], [ц], [л], [н], [ч’], [ж], [ш], [р], [й]; низкие звуки — это (...) [а], [о], [у], (...) [б], [п], [в], [ф], [м], [г], [к], [х].

Исследования показали, что высокие звуки у большинства говорящих вызывают ощущение чего-то (...), а низкие звуки — (...). Лексическое значение слова, состоящего1 преимущественно из высоких или из низких звуков, может быть как бы подчёркнуто их звучанием, сравните: снег, весна, (...), (...) — омут, глух, (...), (...).

Все звуки в зависимости от места и способа образования можно разделить на высокие и низкие. В русском языке высокими звуками являются гласные [и], [э], а также согласные [с], [з], [т], [д], [ц], [л], [н], [ч], [ж], [ш], [р], [й]; низкие звуки – это гласные [а], [о], [у], согласные [б], [п], [в], [ф], [м], [г], [к], [х].

Исследования показали, что высокие звуки у большинства гово-рящих вызывают ощущение чего-то светлого, а низкие звуки – тёмного. Лексическое значение слова, состоящего1 преимущественно из высоких или из низких звуков, может быть как бы подчёркнуто их звучанием, сравните: снег, весна, день, сирень – омут, глух, обман, груб.

2) Определите, к каким частям речи относятся слова, вставленные вами в текст. Аргументируйте своё решение.

Гласный, согласный – прилагательные в роли существительных, отвечают на вопрос что? и являются главными членами предложения.

Светлый, тёмный – прилагательные, отвечают на вопрос какой? и обозначают признак предмета.

День, сирень, обман – существительные, отвечают на вопрос что? и обозначают предмет.

Груб – краткое прилагательное, отвечает на вопрос каков?

Состоящего1 [састайащ’ива] 5 слогов

с – [с] – согласный, глухой, парный, твёрдый, парный

о – [а] – гласный, безударный

с – [с] – согласный, глухой, парный, твёрдый, парный

т – [т] – согласный, глухой, парный, твёрдый, парный

о – [а] – гласный, безударный

я – [й’] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный

[а] – гласный, ударный

щ – [щ’] – согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный

е – [и] – гласный, безударный

г – [в] – согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный

о – [а] – гласный, безударный

10 б., 11 зв.