Упр.139 Глава 1 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:

139. Прочитайте текст и выполните задания 1-16.

(1) Мальчик был ужасно благополучный, выросший в семейном тепле, при (не)устанных маминых заботах. (2) Забота эта сказывалась в мелочах, которые украдкой подмечал Кинтель. (3) В том, как мать во время обеда (не)заметным шёпотом учит сына держать нож и вилку, как поправляет на нём воротничок и как из каюты окликает его в коридоре: (4) «Салазкин, ты куда? (5) Пожалуйста, (не)убе-гай надолго!»

(6) Салазкин не стеснялся приласкаться к родителям на глазах у посторонних. (7) Подойдёт, потрётся о локоть матери щекой, как котёнок, или подкрадётся сзади к отцу, прыгнет на спину и повиснет, болтая худыми ногами в чёрных колготках. (8) Мама одевала своё дитя, как детсадовского мальчика. (9) «(1) В третьем классе,(2) наверно,(3) а всё ещё как дошкольник —(4) внутри pi снаружи»(5),(6) — думал Кинтель.

(10) Впрочем,(8) в размышлениях Кинтеля (не)было (ни)какого (не)доброго чувства. (11) Был стыдливый интерес,(9) которого Кинтель стеснялся даже перед собой. (12) Потому что получал ось,(10) что он вроде бы заглядывает в чужое окно. (13) В чужую жизнь,(11) где рядом с мальчиком есть мама и папа,(12) где можно позволить себе быть маленьким —(13) доверчиво,(14) без оглядки,task(15) без страха.

(В. Крапивин)

1) Подберите к слову неустанный (предложение 1) стилистически нейтральный синоним. Запишите его.

Неустанный – постоянный.

2) Подберите к разговорному слову ужасно (предложение 1) стилистически нейтральный синоним. Запишите его.

Ужасно – очень.

3) Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 7:

а) метафора; б) сравнение; в) синонимы; г) гипербола.

б) сравнение;

4) Найдите среди предложений 8-10 предложение, в котором выразительным средством является устаревшее слово. Выпишите это слово.

Дитя.

5) В одном из предложений 8-10 есть сложное слово, в котором безударная гласная в одном из корней проверяется ударением. Выпишите его.

Детсадовского.

6) Из предложений 3-5 выпишите слово, в котором правописание гласной после шипящего в корне определяется правилом: «В корне после шипящего под ударением пишется ё, если в безударном варианте корня пишется е».

Шёпотом.

7) В одном из предложений 1-3 есть слово с чередующейся безударной гласной в корне. Выпишите его.

Выросший.

8) Из предложений 10-12 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости последующего согласного.

Размышлениях.

9) Из предложений 3-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с основой на -н с помощью суффикса -н-, пишется нм».

Посторонних.

10) Выпишите грамматическую основу из предложения 6.

Салазкин не стеснялся приласкаться.

11) Укажите количество грамматических основ в предложениях 12, 13.

Предложение 12 – 2, предложение 13 – 3.

12) Укажите среди предложений 3-5 предложение с обращением. Выпишите обращение.

Предложение 4: Салазкин.

13) Среди предложений 6-9 найдите предложение с однородными сказуемыми. Выпишите эти сказуемые.

Подойдёт, потрётся, подкрадётся, прыгнет, повиснет.

14) Среди предложений 6-11 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Выпишите эти обстоятельства.

Предложение 7: болтая худыми ногами в чёрных колготках. Предложение 8: как детсадовского мальчика.

Предложение 9: внутри и снаружи.

15) В предложениях 9-13 пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие:

а) запятые между частями сложноподчинённого предложения;

б) знаки препинания при обособленных однородных обстоятельствах;

в) знаки препинания при вводных словах;

г) знаки препинания, оформляющие прямую речь.

а) запятые между частями сложноподчинённого предложения – 9, 10, 11, 12;

б) знаки препинания при обособленных однородных обстоятельствах – 4, 13, 14, 15;

в) знаки препинания при вводных словах – 2, 3, 8;

г) знаки препинания, оформляющие прямую речь – 1, 5, 6, 7.

16) Выпишите из текста слова с не и ни, раскрывая скобки. Назовите правила, которым соответствует написание этих слов.

Неустанных – не употребляется без не;

незаметным (скрытным), недоброго (злого) – прилагательное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением;

не убегай, не было – не с глаголами пишется раздельно;

никакого – отрицательное местоимение без предлога пишется слитно.