Упр.18 Глава 1 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:

18. 1) Прочитайте фрагмент текста. Определите, совпадает ли количество звуков и букв в выделенных глаголах.

(1) Мы знаем не только как образуются разные звуки в разных языках, мы знаем и то, как они используются. (2) Они используются для того, чтобы строить из них слова, а разными звуками оказываются такие, которые в языке различают хотя бы два слова. (3) В каждом языке своя система1 звуков и свои различия между ними, но общее число звуков в языках мира различается не так уж сильно: в среднем 5-10 гласных и 20-40 согласных (обычно бывает так: чем больше разных гласных, тем меньше разных согласных, и наоборот).

(В. Плунгян)

Образуются [абразуй’уц:а] – 10 б., 10 зв.

Используются [испол’зуй’уц:а] – 12 б., 11 зв.

Оказываются [аказывай’уц:а] – 11 б., 11 зв.

Различается [разл’ич’ай’иц:а] – 11 б., 11 зв.

2) Работа в паре. Выпишите из текста сначала все слова, в которых количество звуков меньше, чем количество букв; затем слова, в которых количество звуков больше, чем количество букв. Сравните, сколько таких слов нашёл каждый из вас, и определите, кто точнее выполнил задание. Объясните, по какому принципу вы искали слова с заданными характеристиками.

Слова, в которых количество звуков меньше, чем количество букв: только, используются, строить, сильно, больше, меньше.

Слова, в которых количество звуков больше, чем количество букв: знаем, разные, языках, такие, которые, различают, своя, различия, общее, бывает.

Слова, в которых звуков меньше, чем букв, – это слова с ь и ъ и слова с непроизносимыми согласными. Слова, в которых количество звуков больше, чем букв, – это слова с буквами е, ё, ю, я, которые обозначают 2 звука.

3) Выпишите из предложения 2 два слова, в которых произношение одного из согласных звуков определяется особыми орфоэпическими нормами современного русского языка. Подчеркните буквы, обозначающие эти согласные звуки.

Слова с оглушением звонких согласных в конце слова: звуков[ф], уж[ш].

4) Прочитайте предложение 1, подчёркивая фразовым ударением выделенные слова. Подумайте, на какие слова можно перенести фразовое ударение в этом предложении и как при этом изменится смысл предложения.

Фразовое ударение в этом предложении можно перенести на слова как, в этом случае акцент будет на способы образования и использования звуков.

5) Напишите свободное изложение этого фрагмента текста, добавив после предложений 2 и 3 примеры из русского языка.

Мы знаем не только как образуются разные звуки в разных языках, мы знаем и то, как они используются. Они используются для того, чтобы строить из них слова, а разными звуками оказываются такие, которые в языке различают хотя бы два слова: бак – бок, дом – том, рот – род и т. д. В каждом языке своя система1 звуков и свои различия между ними, но общее число звуков в языках мира различается не так уж сильно: в среднем 5–10 гласных и 20–40 согласных (обычно бывает так: чем больше разных гласных, тем меньше разных согласных, и наоборот). Например, в русском языке 6 гласных звуков и 37 согласных, а в испанском – 5 гласных звуков и 22 согласных.

Система1 [сист’эма] 3 слога

с – [с] – согласный, глухой, парный, мягкий, парный

и – [и] – гласный, безударный

с – [с] – согласный, глухой, парный, твёрдый, парный

т – [т] – согласный, глухой, парный, мягкий, парный

е – [э] – гласный, ударный

м – [м] – согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный

а – [а] – гласный, безударный

7 б., 7 зв.