Упр.19 Глава 1 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)


Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:

19. 1) Прочитайте предложения, выбирая нужные слова из предложенных в скобках.

1. С точки зрения (правил фонетики, исторических изменений в языке) фонетическая позиция определяется: местом ударения, положением звука в начале или конце слова, влиянием соседних звуков.

2. Замена одного звука другим под влиянием фонетической позиции называется фонетическим (позиционным, непозиционным) чередованием.

3. Чередования звуков в морфемах могут быть (позиционными, непозиционными), то есть связанными с историческими изменениями в языке.

4. По (сильной, слабой) фонетической позиции мы определяем, какой буквой на письме следует обозначить звук в слове.

5. В (сильной, слабой) позиции звук представлен своим чередующимся вариантом.

6. На письме (сильная, слабая) фонетическая позиция звука в слове — это орфограмма.

7. Для гласных (сильной, слабой) позицией является позиция под ударением.

8. (Сильными, слабыми) позициями для глухих и звонких согласных являются позиции на конце слова или перед звонкими и глухими шумными согласными (кроме [в], [в]).

9. (Сильными, слабыми) позициями для твёрдых и мягких согласных являются позиции перед гласными, на конце слова и перед твёрдыми согласными.

2) Подберите примеры для каждого утверждения. Найдите в них орфограммы, которые можно проверить. В какой позиции должен оказаться звук, обозначающий проверяемую букву?

1) С точки зрения правил фонетики фонетическая позиция определяется: местом ударения, положением звука в начале или конце слова, влиянием соседних звуков: ковёр – коврик, гриб – грибы.

2) Замена одного звука другим под влиянием фонетической позиции называется фонетическим позиционным чередованием: д[о]м – д[а]ма, арбу[с] – арбу[з]ы.

3) Чередования звуков в морфемах могут быть непозиционными, то есть связанными с историческими изменениями в языке: бежать – бегу, любить – люблю.

4) По сильной фонетической позиции мы определяем, какой буквой на письме следует обозначить звук в слове: сосны, другу.

5) В слабой позиции звук представлен своим чередующимся вариантом: с[а]сна, дру[к].

6) На письме слабая фонетическая позиция звука в слове – это орфограмма: кольцо – кольца, ложка – ложечка.

7) Для гласных сильной позицией является позиция под ударением: слово, воздух.

8) Слабыми позициями для глухих и звонких согласных являются позиции на конце слова или перед звонкими и глухими шумными согласными (кроме [в], [в’]): моро[с], ско[п]ка, моло[д]ьба.

9) Сильными позициями для твёрдых и мягких согласных являются позиции перед гласными, на конце слова и перед твёрдыми согласными: тыл, дело, банка.

Звук, обозначающий проверяемую букву, должен оказаться в слабой позиции.