Упр.25 Глава 1 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:

25. Работа в группе. Проведите мини-викторину по морфемике и словообразованию и расскажите, помогает ли вам знание законов построения и образования слов понимать значение незнакомых слов.

1) Верно ли утверждение, что все эти слова образованы одним способом словообразования?

серебряный, железный, бронзовый, золотой, алюминиевый, медный

Нет, слово золотой образовано бессуффиксным способом, а все остальные слова – суффиксальным.

2) Какое слово в этом списке непроизводное?

визг, угол, плеск, даль, сушь, глушь, угон, мена, удар, синь, бег

Угол.

3) В каких словах рас- является приставкой?

растяжение, расистский, перерасчёт, растение, расцвет, расплата, распечатка

Растяжение, перерасчёт, расцвет, расплата, распечатка.

4) Приведите примеры слов, в которых -а, -о, -у являются окончаниями; слов, где а-, о-, у- — это приставочные морфемы.

Собака, озеро, книгу; асоциальный, осветить, уехать.

5) В каких словах есть суффикс с тем же значением, что и в слове горка?

внучка, искорка, сиротка, сторожка, недоучка, блёстка, загородка, тёрка

Искорка, сиротка.

6) Можно ли считать синонимичными словообразовательные суффиксы в этих словах?

синева, желтизна, краснота, синь, чернь

В словах синева, желтизна и краснота суффиксы можно считать синонимичными, т. к. они образуют существительные со значением отвлечённого признака. В словах синь и чернь суффиксов нет, они образованы бессуффиксным способом.

7) В каком месте словообразовательной цепочки пропущено одно слово?

итог —> итожить —> подытожить —> подытоживание

Итог > итожить > подытожить > подытоживать > подытоживание.

8) При составлении каких словообразовательных пар допущены ошибки?

генерал —> генеральша; болт —> болтун; злой —> обозлить; воодушевлять —> воодушевление; созерцать —> созерцательность; великий —> величина; сильный —» сила; валять —> валюта

Болт > болтун – слова с разным лексическим значением, правильно: болтать > болтун;

злой > обозлить – пропущено слово в цепочке: злой > злить > обозлить;

воодушевлять > воодушевление – правильно: воодушевить > воодушевление

созерцать > созерцательность – пропущено слово в цепочке: созерцать > созерцательный > созерцательность;

сильный > сила – правильно наоборот: сила > сильный;

валять > валюта – слова с разным лексическим значением и разным корнем.

9) Почему в языке нет названий профессий женщин, образованных от этих слов суффиксальным способом по модели артист —> артистка?

кочегар, водовоз, штукатур, электрик, матрос, пилот

Слова кочегарка, водовозка, штукатурка, электрика, матроска, пилотка есть, но обозначают они не профессии, а имеют другие лексические значения. В русском языке действует семантический закон присвоения словам мужского рода «общего» значения: кочегар, водовоз, штукатур, электрик, матрос, пилот – это и о мужчинах, и о женщинах.