Упр.29 Глава 1 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)


Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:

29. 1) Прочитайте стихотворение вслух, подчёркивая его ритм. Обсудите, есть ли в этом тексте звуки и их сочетания, которые создают особую выразительность текста.

Я ветви яблонь приняла,

их жест дающий и смиренный,

почти к земле прикосновенный

изгиб крыла.

Как будто солнечная сила

на миг свой огненный полёт

в земных корнях остановила,

застыв, как плод.

Сорви его, и он расскажет,

упав на смуглую ладонь,

какой в нём солнечный огонь,

какая в нём земная тяжесть.

(Е. Дмитриева)

Особую выразительность текста создают звуки [а], [л], [з], [н] и сочетания [ла], [ен].

2) Сопоставьте число производных и непроизводных слов в первом четверостишии. Есть ли в нём слово, которое вы встретили первый раз? Можно ли понять его смысл на основе связи с производящим словом?

В первом четверостишии непроизводных слов больше: ветви, яблонь, жест, почти, земле, крыла.

3) Определите часть речи выделенных слов и обозначьте в них все морфемы. Докажите, что только одно из них является непроизводным.

Непроизводным является глагол сорви, т. к. это форма повелительного наклонения глагола сорвать.

4) Найдите в первом и втором четверостишиях слова, образованные с помощью нулевой суффиксации (или так называемым бессуффиксным способом). Выполните их словообразовательный разбор.

5) Выпишите из последнего четверостишия два слова, обозначающие признак предмета и образованные от существительных с помощью суффикса -н-. Выполните их морфемный разбор.

6) Достройте словообразовательную цепочку, начало и конец которой указаны.

касаться —> ... —> неприкосновенность