Упр.3 Глава 1 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)


Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:

3. 1) Прочитайте краткую справку об известном российском лингвисте И. А. Еськовой. С каким разделом лингвистики связаны её научные интересы? О какой её работе идёт речь в справке?

Наталия Александровна Еськова не только прекрасный лексикограф, но и человек, знающий и любящий русскую литературу. Стоит ей заглянуть на книжную полку и полистать старинные книги, как на свет появляется или новая статья, или викторина, или шарада... Интерес Наталии Александровны Еськовой к текстам XVIII-XIX веков связан с работой над новым изданием орфоэпического словаря, который вышел в свет в 2015 году. При подготовке словаря использовались тексты, иллюстрирующие изменения произносительных норм в русском литературном языке.

Научные интересы Н. А. Еськовой связаны с лексикографией – разделом языкознания, посвящённым теории и практике составления словарей. В справке идёт речь о её работе над новым изданием орфоэпического словаря, который вышел в свет в 2015 году.

2) Объясните значение выделенных в тексте слов. Прочитайте загадку и шараду, составленные русскими писателями Василием Ивановичем Майковым и Александром Александровичем Бестужевым-Марлинским. Подумайте, какой из этих текстов является шарадой, а какой — языковой загадкой, и отгадайте их.

Если необходимо, вы можете послушать подсказки для выполнения этого задания.

Глеб имеет назади,

А Борис напереди,

Баба две имеет сряду,

А без этого наряду

Не спризнал бы бабы свет;

А у девки только нет.

(1763)

Часть первая моя в турецкой

стороне

Гроза для янычар и часто

для султана;

Вы окончание хотите знать

во мне?

Оно в Германии отличьем

служит сана;

А целое моё — у россиян

Есть имя знатных и крестьян.

(1820)

Викторина – игра в ответы на вопросы (устные или письменные) из разных областей знания.

Шарада – игра-загадка, в которой загаданное слово разделяется на части, имеющие самостоятельное значение, и каждая часть, а также целое слово образно описываются.

Текст В. И. Майкова (слева) является языковой загадкой (ответ – буква б), а текст А. А. Бестужева-Марлинского (справа) – шарадой (ответ – Агафон).

3) Какие слова из этих текстов в современном русском языке имеют окраску устарелости? Найдите среди них архаизмы и историзмы и вспомните, какие из этих устаревших слов имеют синонимы в современном языке.

Слова, имеющие окраску устарелости: назади, напереди, сряду, спризнал, янычары, султан, сан, знатные (знать).

Архаизмы: назади – сзади, напереди – спереди, сряду – подряд, спризнал – узнал.

Историзмы: янычары.

4) Сравните стихотворения по времени создания и определите, какое из них нуждается в более обширном комментарии к устаревшей лексике. Как вы думаете, какое из прочитанных на с. 8-9 высказываний о языке можно проиллюстрировать этими текстами? Напишите ответ на этот вопрос в виде небольшого сочинения-рассуждения.

Хотя стихотворение А. А. Бестужева-Марлинского написано в XIX веке, позже стихотворения В. И. Майкова, но именно оно нуждается в более обширном комментарии к устаревшей лексике. В нём использованы историзмы, т. е. устаревшие слова, называющие предметы или явления, не существующие в современном мире, ушедшие в историю. Историзмы не имеют синонимов в современном русском языке, в отличие от архаизмов. Я думаю, что этими текстами можно проиллюстрировать высказывание о языке В. Иллич-Свитыча: «Язык – это брод через реку времени, он ведёт нас к жилищу ушедших; но туда не сможет прийти тот, кто боится глубокой воды».