Упр.61 Глава 1 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:

61. 1) Прочитайте аннотацию к книге А. Н. Болдырева «Осадная Запись» и найдите обозначение жанра текста. Совпало ли оно с вашим определением жанра, сделанным при анализе фрагмента книги (упр. 60)

«Осадная Запись» —(1) это блокадный дневник петербургского учёного,* (2) известного филолога-

ираниста,(3) профессора Александра Николаевича Болдырева,(4) последнего представителя старинной дворянской семьи. Начав свой дневник в самую

страшную первую зиму блокады,(5) А. Н. Болдырев аккуратно вёл ежедневные записи,(6) полные не

только детальных описаний страданий и борьбы ленинградцев,(7) но и психологических наблюдений

за переживаниями терзаемого голодом человека,(8) обременённого постоянными заботами о семье. В дневнике рассказывается о героических усилиях,(9) предпринятых ленинградскими учёными,(10) * включая самого Болдырева,(11) по сохранению культурных сокровищ осаждённого города,(12) а именно коллекций Эрмитажа,(13) Публичной библиотеки,(14) Азиатского музея и Пушкинского Дома. Язык записей,(15) лаконичный,(16)изобилующий яркими образами и меткими словами,(17)отличается юмором и,(18)бесспорно, (19) являет образец блестящего повествовательного стиля.

Совпало.

2) Вспомните, какие предложения называются осложнёнными. В этой аннотации намеренно используются только осложнённые предложения.

Как вы думаете, почему такие предложения часто используются в аннотации как жанре научного стиля?

Осложнёнными называют предложения, в которых есть один или несколько осложняющих компонентов: вводные слова, вставные конструкции, обращения, однородные члены, обособленные члены предложения.

Синтаксис научного стиля, к которому относятся аннотации, отличается сложностью: большинство предложений длинные, с различными осложняющими конструкциями. Текст аннотации предельно насыщен информацией, для чего и используются осложнённые предложения.

3) Все знаки препинания в тексте пронумерованы. Укажите знаки препинания, которые разделяют или выделяют: а) подлежащее и сказуемое;

б) вводное слово; в) однородные дополнения; г) обособленное обстоятельство; д) обособленные определения; е) обособленное дополнение; ж) обособленное приложение; з) пояснительный член предложения; и) однородные несогласованные определения.

Знаки препинания, которые разделяют или выделяют:

а) подлежащее и сказуемое – 1;

б) вводное слово – 18,19;

в) однородные дополнения – 2, 3, 7;

г) обособленное обстоятельство – 5;

д) обособленные определения – 6, 8, 9, 15, 16, 17;

е) обособленное дополнение – 10, 11;

ж) обособленное приложение – 4;

з) пояснительный член предложения – 12;

и) однородные несогласованные определения – 13, 14.

4) Запишите одно из предложений и разберите его по членам предложения.

Язык записей, лаконичный, изобилующий яркими образами и меткими словами, отличается юмором и, бесспорно, являет образец блестящего повествовательного стиля.

5) Кем был А. Н. Болдырев? Какой смысл вкладывают в нашей стране понятие «блокадник»? Напишите свои ответы на эти вопросы, употребляя разные виды осложнённых предложений. Одно из них разберите, используя схему описательного синтаксического разбора.

Александр Николаевич Болдырев – советский и российский востоковед-иранист, специалист по средневековой персидской литературе, профессор, более тридцати лет заведовал Кафедрой иранской филологии Восточного факультета Ленинградского университета.

Блокадник – человек, живший в Ленинграде в период фашистской блокады города в 1941–1944 гг.

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено обособленным определением.