Упр.65 Глава 1 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:

65. 1) Прочитайте текст, из которого удалены почти все осложняющие его компоненты. Понятны ли вам его тема и основная мысль? Есть ли части, в которых нарушена связность текста?

(1) Никогда не зна...шь, в какой м...мент «выстрелит» какое-то полезное умение. (2) Человеку, который в детстве активно трен...ровал мелкую моторику рук, будет легче стать х...рургом, проводящим филигранные5 операц...и, в которых нельзя допустить ни одного неправильного дв...жения. (3) Если что и может з...ставить мозг работать лучше, то это — трен...ровка. (4) Чем больше мозг работает, тем лучше он работает, и на...борот — чем меньше его нагружать, тем хуже он будет функционировать. (5) И чем мозг младше3, тем он более «гибкий». (6) Именно поэтому дети г...раздо быстрее взрослых умеют приспосабливаться2 к новым ситуациям. (7) Именно поэтому тренировать свой интеллект надо с самого детства. (8) И если вы будете это делать, то ничто не пом...шает вам сделать великие открытия. (9) О том, как работает мозг.

(По В. Башмаковой)

Тема и основная мысль текста понятны. Связность текста нарушена между 8 и 9 предложениями.

2) Объясните, почему в тексте взяты в кавычки два слова. Определите, в каком значении они употреблены — в прямом или переносном. Подберите к этим словам синонимы.

Слова «выстрелит» и «гибкий» взяты в кавычки, потому что они употреблены в переносном значении.

Выстрелить – перен. оказаться действенным, произвести значительный эффект. Синонимы – проявиться.

Гибкий – перен. быстро применяющийся к условиям, к обстоятельствам. Синонимы – податливый, приспосабливающийся.

3) Укажите номера сложных и простых предложений, объясните, как вы их различаете.

Сложные предложения: 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9.

Простые предложения: 6, 7.

Отличие простого предложения от сложного заключается в том, что в простом предложении одна грамматическая основа, а в сложном – две и более грамматических основы.

4) Запишите номера предложений в столбик. Послушайте исходный текст, возле каждого номера предложения запишите пропущенный осложняющий компонент и укажите вид осложнения.

1) приобретённое в детстве – причастный оборот;

2) например – вводное слово; занимаясь рисованием, лепкой, рукоделием – деепричастный оборот; точные – однородный член;

3) иными словами – вводное слово; причём тренировка с самого детства – присоединительная конструкция;

4) –

5) и восприимчивый – однородный член;

6) (например, осваивают компьютерную грамоту или учат иностранные языки) – вставная конструкция;

7) –

8) –

9) например – вводное слово.

5) Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и добавляя те вводные конструкции, однородные и обособленные члены предложения, которые, с вашей точки зрения, делают его более точным и выразительным.

(1) Никогда не знаешь (глагол I спр.), в какой момент (словарное слово) «выстрелит» какое-то полезное умение, приобретённое в детстве. (2) Например, человеку, который в детстве активно тренировал (ирова) мелкую моторику рук, занимаясь рисованием, лепкой, рукоделием, будет легче стать хирургом (словарное слово), проводящим филигранные5, точные операции (сущ. на -ция), в которых нельзя допустить ни одного неправильного движения (двигаться). (3) Иными словами, если что и может заставить (словарное слово) мозг работать лучше, то это – тренировка (ирова), причём тренировка с самого детства. (4) Чем больше мозг работает, тем лучше он работает, и наоборот (словарное слово) – чем меньше его нагружать, тем хуже он будет функционировать (и после ц в корне). (5) И чем мозг младше3, тем он более «гибкий» и восприимчивый. (6) Именно поэтому дети гораздо (словарное слово) быстрее взрослых умеют приспосабливаться2 (словарное слово) к новым ситуациям (сущ. на -ция) (например, осваивают компьютерную грамоту или учат иностранные языки). (7) Именно поэтому тренировать свой интеллект надо с самого детства. (8) И если вы будете это делать, то ничто не помешает (помеха) вам сделать великие открытия. (9) Например, о том, как работает мозг.

(По В. Башмаковой)

6) Выполните орфографический разбор слов с пропущенными буквами из предложения 1.

1) Знаешь – личные окончания глаголов.

В окончаниях глаголов I спряжения единственного числа пишется буква е.

Принцип орфографии – морфологический.

2) Момент – безударная непроверяемая гласная в корне слова.

Словарное слово.

Принцип орфографии – традиционный.

7) Самостоятельно придумайте тему сочинения по материалу прочитанного текста и напишите небольшое сочинение, используя предложенные конструкции. vHlO

Никогда не знаешь, что/когда/в какой момент...

Если что и может заставить меня..., то...

Тренировать ... надо, потому что...

И если я буду это делать, то...

Чтобы быть умным, надо работать руками

Говорят, чтобы быть умным, надо работать руками, а чтобы работать руками, надо работать головой. Чтобы мозг работал эффективно, его необходимо «тренировать», причём делать это с самого раннего возраста. Никогда не знаешь, когда проявится какое-то полезное умение, приобретённое в детстве. Тесную взаимосвязь головного мозга и моторного центра, который отвечает за движение пальцев, учёные обнаружили уже давно. Мелкая моторика рук хорошо развивает речь, мыслительные процессы, воображение, память, творческие способности. Для развития мелкой моторики можно выбрать что-то по душе: игра на музыкальных инструментах, собирание различных мелких деталей, занятие рукоделием и т. д. Например, дети, систематически складывающие головоломки, легче справляются со школьными заданиями, лучше усваивают учебный материал, а в нестандартных ситуациях действуют увереннее. Также головоломки тренируют усидчивость, терпение и настойчивость. Несомненно, это важные и полезные навыки, которые стоит развивать с ранних лет. Впрочем, развитие моторики важно всегда, в любом возрасте. Учёные выяснили, что вязание или рисование защищают мозг человека от слабоумия. Так что мелкую моторику рук лучше продолжать развивать всю жизнь.

1. Младше3 – прилагательное.

2. Н. ф. – младший.

3. Постоянные признаки:

– качественное.

4. Непостоянные признаки:

– в сравнительной степени.

5. Сказуемое.

1) Филигранный5 – слово употреблено в значении «выполняемый, совершаемый с большим мастерством, тщательно и искусно, с вниманием к тонким деталям».

2) Слово имеет три значение.

3) Употреблено в переносном значении.

4) Синонимы в этом значении: искусный, тонкий.

5) Антонимы в этом значении: грубый, топорный.

6) Омонимов нет.

7) Слово заимствовано через немецкий или французский из итальянского языка.

8) Книжное слово из пассивного словарного запаса.

9) Фразеологизмы: филигранная работа.