Упр.84 Глава 1 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:

84. 1) Прочитайте и расскажите, как нужно расставить в этих предложениях знаки препинания, оформляющие прямую речь на письме.

Объясните написание слов со скобками и пропущенными буквами.

(1) Тут впервые ауд..тория (не)одобрительно заш...велилась.

(2) Встал смуглый тонк...носый стар...ц, поднял руку и спросил А не кажет(?)ся3 ли вам, что в этих опытах над ж...выми людьми вы перешли гр...ницу дозволе(н/нн)ого?

(3) Я рассказала о том, как мы вызывали эти ...моции — чувства1 тревоги, страха, отвр...щения (например, показывали женщ...не мыш(?) или крысу: энцефалогра(м/мм)а сразу же отзывалась на это характерным скачком и сер...ей зам...рающих волн).

(4) Зал зашумел (в)разнобой.

(5) На что я храбро отвечала Нет, не кажет(?)ся. Опыты над людьми всегда рискова(н/нн)ы2, но, к сож...лению, (не)избежны. Разве кл...ническое испытание нового л...карства — не опыт над людьми?

(И. Грекова)

Аудитория (словарное слово), неодобрительно (осуждающе), зашевелилась (словарное слово), тонконосый (сложное прил. с соед. гласной о), старец , кажется (что делает?), живыми (жить, жи-ши), границу (словарное слово), дозволенного (полное страд. прич.), эмоции (словарное слово), чувства (словарное слово), отвращения (словарное слово), женщине, мышь (сущ. 3 скл.), энцефалограмма (словарное слово), характерным (словарное слово), серией (серийный), замирающих, вразнобой (наречие), рискованны (есть), сожалению (жаль), неизбежны (не употр. без не), клиническое (клиника), лекарства (лечат).

2) Восстановите текст, расположив предложения в нужном порядке. Запишите только предложения с прямой речью.

Предложения в нужном порядке: 3, 1, 2, 5, 4.

Предложения с прямой речью:

2) Встал смуглый тонконосый старец, поднял руку и спросил: «А не кажется3 ли вам, что в этих опытах над живыми людьми вы перешли границу дозволенного?»

5) На что я храбро отвечала: «Нет, не кажется. Опыты над людьми всегда рискованны2, но, к сожалению, неизбежны. Разве клиническое испытание нового лекарства – не опыт над людьми?»

3) Найдите предложение с косвенной речью. Запишите его, заменив косвенную речь прямой речью.

Предложение с косвенной речью: Я рассказала о том, как мы вызывали эти эмоции – чувства1 тревоги, страха, отвращения (например, показывали женщине мышь или крысу: энцефалограмма сразу же отзывалась на это характерным скачком и серией замирающих волн). – «Мы вызывали эти эмоции – чувства1 тревоги, страха, отвращения (например, показывали женщине мышь или крысу: энцефалограмма сразу же отзывалась на это характерным скачком и серией замирающих волн)», – рассказала я.

4) Объясните выделенное слово, используя толковый словарь. Определите его стилистическую окраску и подумайте, есть ли у него синонимы.

Энцефалограмма – графическое изображение работы головного мозга; книжн.; электроэнцефалограмма.

5) Послушайте текст и проверьте себя. Объясните, какую реакцию слушателей на выступление героини рассказа изображает автор в предложениях 1 и 4.

Реакция слушателей на выступление героини рассказа неодобрительная.

6) Напишите изложение текста, заменяя прямую речь косвенной.

Я рассказала о том, как мы вызывали эти эмоции – чувства тревоги, страха, отвращения (например, показывали женщине мышь или крысу: энцефалограмма сразу же отзывалась на это характерным скачком и серией замирающих волн). Тут впервые аудитория неодобрительно зашевелилась. Встал смуглый тонконосый старец, поднял руку и спросил, не кажется ли мне, что в этих опытах над живыми людьми я перешла границу дозволенного. На что я храбро отвечала, что не кажется, потому что опыты над людьми всегда рискованны, но, к сожалению, неизбежны, и что клиническое испытание нового лекарства – тоже опыт над людьми. Зал зашумел вразнобой.

Чувства1 [чуства] 2 слога

ч – [ч] – согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный

у – [у] – гласный, ударный

в – [–] – не образует звука

с – [с] – согласный, глухой, парный, твёрдый, парный

т – [т] – согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный

в – [в] – согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный

а – [а] – гласный, безударный

7 б., 6 зв.

1. (Не) кажется3 – глагол.

2. Н. ф. – казаться.

3. Постоянные признаки:

– возвратный;

– несов. вид;

– I спр.;

– непереходный.

4. Непостоянные признаки:

– в изъявит. накл.;

– в наст. вр.;

– в 3 л.;

– в ед. ч.

5. Сказуемое.