Упр.98 Глава 1 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:

98. Прочитайте строфы из стихотворений, назовите их авторов. Проанализируйте отрывки с точки зрения использованных в них средств выразительности. Запишите свой анализ, включив в него данные стихотворные цитаты.

1. Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом.

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

2. Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

3. Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

1) Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом.

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

(А. Пушкин «Анчар)

Стихотворение «Анчар» – экзотическая, аллегорическая зарисовка, проникнутая свободолюбивым духом. Главные герои: царь (решивший, что он всевластен) и раб. Тема зла, жизни и смерти, свободы. Основная мысль: губительность неограниченной власти.

Средства выразительности: инверсия – «Но человека человек послал...», метафора – «в путь потек», эпитет – «властным взглядом». Рисуя образ царя, поэт противопоставляет его образу раба, то есть использует антитезу: «властный взгляд» – «послушно потек».

2) Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

(Ф. Тютчев «Весенняя гроза»)

Стихотворение «Весенняя гроза» – восторженный монолог лирического героя. Тютчев смог великолепно описать это долгожданное событие. Грозная природная стихия предстаёт перед читателем весёлым и радостным явлением, несущим в себе обновление природы.

Средства выразительности: эпитет – «весенний первый гром», олицетворение – гром грохочет, «резвяся и играя». Чтобы картина грозы была ещё более реалистичной, поэт прибегает к такому приёму, как аллитерация, используя буквы г и р.

3) Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

(М. Лермонтов «Парус»)

Центральный образ стихотворения – одинокий парус в безбрежном море, который сравнивается с состоянием лирического героя. Лермонтов ставит риторические вопросы о цели своего существования.

Средства выразительности: инверсия – «белеет парус», «ищет он», «кинул он», эпитеты – «парус одинокий», «тумане голубом», антитеза – «в стране далёкой», «в краю родном», анафора – «Что ищет он в стране далёкой?», «Что кинул он в краю родном?».