Упр.109 Глава 2 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)


Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:

109. Прочитайте текст и выполните задания 1-15.

(1) Неожиданно вдалеке забрезжила дымчато-голубая щель. (2) Редняк сменил чащу, стало просторно и свежо. (3) И вот уже не щель, а широкий, залитый солнцем просвет возник впереди. (4) Там что-то сверкало, искрилось, роилось ледяными звёздами.

(5) Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны. (6) Посреди поляны, в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. (7) Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. (8) Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. (9) Листва, усохнув по осени, почти не облетела, и дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.

(По Ю. Нагибину)

1) Выпишите из предложений 4-7 слова, в которых правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на -з и -с, перед звонкими согласными пишется з, перед глухими согласными — с».

Раздался, раскинулись.

2) Из предложений 5-8 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -онн-, -енн-, пишется пн».

Величественный

3) Из предложений 1-3 выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько н, сколько в слове, от которого оно образовано».

Неожиданно

4) Из предложений 4-8 выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом: «Одна буква н пишется в суффиксах отымённых прилагательных -ан-/-ян, -ин-».

Ледяными, серебряными.

5) Найдите в предложениях 8, 9 два словосочетания, построенные на основе согласования, которые можно заменить синонимичными словосочетаниями со связью управление.

Серебряными нитями – нитями серебра, в снежных чехольчиках – в чехольчиках из снега.

6) Найдите в предложениях 5, 6 словосочетание, построенное на основе управления, которое можно заменить синонимичным словосочетанием со связью согласование.

Куст орешника – ореховый куст.

7) Из предложений 5-7 выпишите обособленные согласованные одиночные определения.

Огромный и величественный.

8) Найдите в предложениях 7-9 обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, выпишите его.

Усохнув по осени.

9) Из предложений 6-9 выпишите обособленный уточняющий член предложения.

В три обхвата.

10) Укажите цифрой количество грамматических основ в предложении 8.

Количество грамматических основ – 2.

11) Выпишите грамматические основы из предложений 2, 3.

Предложение 2 – редняк сменил; стало просторно и свежо.

Предложение 3 – щель, просвет возник.

12) Укажите, в каком значении употребляется слово ледяной в предложении 4.

а) застывший в) враждебно холодный

б) очень холодный г) состоящий изо льда

г) состоящий изо льда.

13) Укажите, какие средства выразительности речи используются в предложении 6.

а) метафора в) противопоставление

б) сравнение г) гипербола

а) метафора;

б) сравнение.

14) Выпишите из предложений 1-3 диалектное слово, замените его нейтральным словосочетанием, объясняющим значение слова.

Редняк – редкий лес.

15) Укажите среди предложений 2-4 то, в котором средством выразительности речи является градация — ряд синонимов, расположенных по степени усиления признака.

Предложение 4.