Упр.13 Глава 2 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:

13. 1) Прочитайте предложения и объясните, по какому принципу они разделены на группы. Что разделяют пронумерованные знаки препинания — части предложения или члены предложения? Что связывают выделенные союзы и союзное слово?

1. Так стихи не учатся,(1) ты пытаешься выучить их как набор букв,(2) слов,(3) знаков препинания. Стоит хотя бы одному значку выпасть из памяти —(4) ты сразу всё забудешь. А стихотворение —(5) это же целый образ,(6) настоящая кар-тина;(7) постарайся представить себе эту картину,*^ ещё лучше —(9) нарисуй.

2. В школе учительница вызвала Сеньку отвечать первым, и он вышел к доске вместе с рисунком. Он не только ни разу не сбился1, но и рассказал стихотворение с чувством, зато в этот раз весь класс слушал его заворожённо2. И вновь будто возникло великолепие летнего вечера, и горел бледно-красный закат, и веяло свежим ветром, и мчались по долине кони.

3. Если ты плохо запоминаешь стихотворения, попытайся представить и нарисовать то, о чём писал поэт. Это может помочь3 в запоминании, так как активизирует дополнительные резервы5 памяти.

(По А. Герасимовой)

Первая группа – бессоюзные сложные предложения, вторая – сложносочинённые, третья – сложноподчинённые.

Знаки препинания 1, 4, 7, 8 разделяют части предложения.

Знаки препинания 2, 3, 5, 6, 9 разделяют члены предложения.

Союз не только … но и связывает однородные члены предложения, а остальные выделенные союзы и союзное слово – части сложных предложений.

2) Работа в паре. Рассмотрите схемы предложений. Выпишите из каждой группы предложение, соответствующее одной из схем, и объясните друг другу, на что вы ориентировались при поиске.

а) [_=],[_=].

б) [ =, =], зато [ —].

в) [ =], (так как ==).

а) – Так стихи не учатся, ты пытаешься выучить их как набор букв, слов, знаков препинания.

б) – Он не только ни разу не сбился, но и рассказал стихотворение с чувством, зато в этот раз весь класс слушал его заворожённо.

в) – Это может помочь в запоминании, так как активизирует дополнительные резервы памяти.

3) Из бессоюзных сложных выпишите предложение, где первая часть — безличное предложение. Подчеркните грамматические основы, определите тип сказуемого в каждой части.

Стоит хотя бы одному значку выпасть из памяти (СГС) – ты сразу всё забудешь (ПГС).

4) Из сложносочинённых предложений выпишите существительное, образованное с помощью нулевого суффикса (бессуфиксным способом).

Закат

5) В сложноподчинённых предложениях найдите заимствованный книжный глагол, замените его нейтральным синонимом.

Активизировать – стимулировать.

Сбился1 [зб’илс’а] 2 слога

с – [з] – согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный

б – [б’] – согласный, звонкий, парный, мягкий, парный

и – [и] – гласный, ударный

л – [л] – согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный

с – [с’] – согласный, глухой, парный, мягкий, парный

я – [а] – гласный, безударный

6 б., 6 зв.

1. Помочь3 – глагол.

2. Н. ф. – помочь.

3. Постоянные признаки:

– невозвратный;

– сов. вид;

– I спр.;

– непереходный.

4. Непостоянные признаки:

– инфинитив (неизменяемая форма).

5. Сказуемое.

1) Резервы5 – возможности, средства, ещё не использованные;

2) многозначное, имеет пять значений;

3) употреблено в прямом значении;

4) синонимы: запасы, ресурсы;

5) антонимов нет;

6) омонимов нет;

7) заимствованное из французского языка;

8) активного словарного запаса, общеупотребительное нейтральное;

9) фразеологизмы: в резерве.