Упр.31 Глава 2 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:

31. 1) Прочитайте и определите, в каких предложениях разделительные союзы указывают на чередующиеся события, а в каких речь идёт о несовместимых явлениях.

1. Лишь изредк... олень пугливый через пустыню проб...жит; или коней т...бун игривый м...лчанье дали в...змутит (М. Лермонтов).

2. То сним...т шапку ёлка, то берё...ка рукавом тр...хнёт (Н. Рыленков).

3. Я ответил, что кругом народ быва...т: либо стадо пасёт(?)ся1, либо картошку пропал...вают, либо мальчишки возле чуж...х огородов ок...лачивают(?)ся (А. Гайдар). 4. То ли солнечный свет был слишком ярок, то ли п...жар уже стих, но огня я не увид...л (А. Гайдар). 5. И царила на Земле сплошная (не)разбериха3: то холод, то жара, то засуха, то наводнение (М. Москвина).

Чередующиеся события: 2, 5.

Несовместимые явления: 1, 3, 4.

2) Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Обозначьте орфограммы в окончаниях слов. Найдите части сложных предложений, связанные разделительными союзами, и подчеркните в них грамматические основы.

1) [Лишь изредка (наречие) олень пугливый через пустыню пробежит (бег)]; или [коней табун (словарное слово) игривый молчанье (молча) дола возмутит] (М. Лермонтов).

2) То [снимет (глагол I спр.) шапку ёлка], то [берёзка (берёза) рукавом тряхнёт (тряска)] (Н. Рыленков).

3) Я ответил, что кругом народ бывает (глагол I спр.): либо [стадо пасётся1 (что делает?)], либо [картошку пропалывают (пропалывать – пропалываю, чередования нет, значит], либо [мальчишки возле чужих (жи-ши) огородов околачиваются (словарное слово; что делают?)] (А. Гайдар).

4) То ли [солнечный свет был слишком ярок], то ли [пожар (словарное слово) уже стих], но огня я не увидел (увидеть) (А. Гайдар).

5) И царила на Земле сплошная неразбериха3 (не употр. без не): то холод, то жара, то засуха, то наводнение (водный) (М. Москвина).

3) Найдите сложное предложение с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Составьте его схему.

Я ответил, что кругом народ бывает: либо стадо пасётся, либо картошку пропалывают, либо мальчишки возле чужих огородов околачиваются.

Пасётся1 [пасоц:а] 3 слога

п – [п] – согласный, глухой, парный, твёрдый, парный

а – [а] – гласный, безударный

с – [с] – согласный, глухой, парный, мягкий, парный

ё – [о] – гласный, ударный

т – [ц:] – согласный, глухой, непарный, твёрдый, непарный, долгий

с – [–] – не образует звука в данном слове

я – [а] – гласный, безударный

7 б., 6 зв.

1. Неразбериха3 – существительное.

2. Н. ф. – неразбериха.

3. Постоянные признаки:

– нарицательное;

– неодушевлённое;

– ж. р.;

– 1 склонение.

4. Непостоянные признаки:

– только в ед. ч.;

– в И. п.

5. Подлежащее.