Упр.40 Глава 2 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:

40. 1) Прочитайте. Выпишите простые осложнённые предложения с однородными членами, подчёркивая их в соответствии с синтаксической ролью. Обведите союзы в предложениях, укажите их разряд и группу по значению.

1. Дроны уже успешно работают помощниками людей, а именно: разведчиками, фотографами, почтальонами и даже официантами. 2. Возможно, скоро у людей появится помощник по хозяйству, способный заменить «мальчика на побегушках», но для этого дрон должен стать достаточно умным, и ещё ему нужно научиться самостоятельно ориентироваться на местности1. 3. Учёные давно обратили внимание на насекомых, и особенно на пчёл с их отличной ориентацией на местности. 4. У пчёл развита способность объединяться с сородичами2, также мозг пчелы очень эффективно обрабатывает зрительную информацию, причём пчела способна запомнить особенности пути длиной более 10 километров.

5. Основной нервный узел мозга пчелы содержит 960 тысяч нейронов5, и сейчас учёные пытаются построить модель всего лишь части мозга, отвечающей за зрение, да и это задача непревзойдённой сложности, зато такая модель намного усовершенствует управляющую систему дрона.

1) Дроны уже успешно работают помощниками людей, а именно: разведчиками, фотографами, почтальонами и даже официантами. – сочинительный, пояснительный

3) Учёные давно обратили внимание на насекомых, и особенно на пчёл с их отличной ориентацией на местности. – сочинительный, присоединительный.

2) Выпишите из текста фразеологизм, объясните его значение и определите стилистическую окраску.

Мальчик на побегушках – о человеке, выполняющем мелкие и несложные поручения, не требующие особой квалификации и т. п. Разговорный стиль.

3) Работа в паре. Из предложений 4, 5 выпишите все формы глагола, укажите их постоянные и непостоянные признаки. Сравните количество выписанных словоформ: хорошо ли вы помните, какие спрягаемые и неспрягаемые формы имеет эта часть речи?

Объединяться – пост.: возвратный, несов. вид, I спр., непереходный, инфинитив (неизменяемая форма);

обрабатывает – пост.: возвратный, несов. вид, I спр., переходный; непост.: в изъявит. накл., в наст. вр., в ед. ч., в 3 л.;

запомнить – пост.: невозвратный, сов. вид, II спр., переходный, инфинитив (неизменяемая форма);

содержит – пост.: невозвратный, несов. вид, II спр., переходный; непост.: в изъявит. накл., в наст. вр., в ед. ч., в 3 л.;

пытаются – пост.: возвратный, несов. вид, I спр., непереходный; непост.: в изъявит. накл., в наст. вр., во мн. ч., в 3 л.;

построить – пост.: невозвратный, сов. вид, II спр., переходный, инфинитив (неизменяемая форма);

отвечающей – неспрягаемая форма глагола причастие – пост.: действительное, наст. время; непост.: в ед. ч., в ж. р., в Р. п.;

усовершенствует – пост.: невозвратный, сов. вид, I спр., переходный; непост.: в изъявит. накл., в буд. вр., в ед. ч., в 3 л.;

управляющую – неспрягаемая форма глагола причастие – пост.: действительное, наст. время; непост.: в ед. ч., в ж. р., в В. п.

4) Прочитайте предложения с выделенными словами, сравните их значения, подумайте, можно ли их назвать синонимами в этом тексте.

В этом тексте слова отличный и непревзойдённый назвать синонимами нельзя. Отличный здесь в значении «очень хороший, превосходный», а непревзойдённый – «достигший крайней степени своего проявления».

5) Выпишите сложные предложения и подчеркните в них грамматические основы. Обведите союзы в этих предложениях, укажите их разряд и группу по значению. Разберите сложные предложения по образцу.

2) [Возможно, скоро у людей появится помощник по хозяйству, способный заменить «мальчика на побегушках»], но [для этого дрон должен стать достаточно умным], и [ещё ему нужно научиться самостоятельно ориентироваться на местности1]. – но – сочинительный, противительный; и – сочинительный, соединительный.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, из трёх частей. Первая часть – двусоставное, распространённое, полное, осложнено вводным словом и обособленным определением. Вторая часть – двусоставное, распространённое, полное. Третья часть – односоставное, безличное, распространённое, полное.

4) [У пчёл развита способность объединяться с сородичами2], также [мозг пчелы очень эффективно обрабатывает зрительную информацию], причём [пчела способна запомнить особенности пути длиной более 10 километров]. – также – сочинительный, соединительный; причём – сочинительный, присоединительный.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, из трёх частей. Первая часть – двусоставное, распространённое, полное. Вторая часть – двусоставное, распространённое, полное. Третья часть – двусоставное, распространённое, полное.

5) [Основной нервный узел мозга пчелы содержит 960 тысяч нейронов5], и [сейчас учёные пытаются построить модель всего лишь части мозга, отвечающей за зрение], да и [это задача непревзойдённой сложности], зато [такая модель намного усовершенствует управляющую систему дрона]. – и – сочинительный, соединительный; да и – сочинительный, присоединительный; зато – противительный.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, из четырёх частей. Первая часть – двусоставное, распространённое, полное. Вторая часть – двусоставное, распространённое, полное, осложнено обособленным определением. Третья часть – двусоставное, распространённое, полное. Четвёртая часть – двусоставное, распространённое, полное.

Местности1 [мэснасти] 3 слога

м – [м] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, парный

е – [э] – гласный, ударный

с – [с] – согласный, глухой, парный, твёрдый, парный

т – [–] – не образует звука в данном слове

н – [н] – согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный

о – [а] – гласный, безударный

с – [с] – согласный, глухой, парный, твёрдый, парный

т – [т] – согласный, глухой, парный, мягкий, парный

и – [и] – гласный, безударный

9 б., 8 зв.

1) Нейрон5 – нервная клетка со всеми отходящими от неё отростками;

2) однозначное;

3) употреблено в прямом значении;

4) синонимы: нейроцит;

5) антонимов нет;

6) омонимов нет;

7) заимствованное из греческого языка;

8) активного словарного запаса, специальное;

9) фразеологизмов нет.