Упр.64 Глава 2 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)


Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:

64. Сравните примеры исходного и сжатого текста, определите, какие приёмы сжатия использованы в каждом случае. Заполните таблицу, указав номера исходного (исходных) и сжатого предложений. Одна и та же группа предложений может быть примером разных приёмов сжатия.

Исключение второстепенной информации

Упрощение синтаксических структур

Обобщение единичных явлений и фактов

Исходные

Сжатое

Исходные

Сжатое

Исходные

Сжатое

1, 2 5

1, 2 5

I. (1) Есть люди, которым всё всегда ясно. (2) Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании — короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. (3) Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое.

(4) Вообще, люди, которым всё ясно, — безнадёжные люди (по В. Курбатову).

(5) Есть люди, которым всё всегда ясно, уверенные в том, что лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. (6) Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. (7) Эти люди безнадёжны.

II. (8) Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. (9) И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами (по Е. Киселёвой).

(10) Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. (11) И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми лицами.

III. (12) Для объяснения, почему объединены в одно сложное предложение два или более простых, почему их нельзя употребить по отдельности, что это изменит в тексте, можно привести такие примеры, из которых следует, что иногда разбиение сложного предложения на простые ведёт к упрощению или искажению смысла текста (И. Хазанова),

(13) Объяснить причины объединения нескольких простых в одно сложное предложение можно примерами, когда разбиение сложного предложения на простые упрощает или искажает смысл текста.

IV. (14) Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помнр! о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было (С. Соловьёв),

(15) Анализируя прошлое, помни о будущем, говоря о настоящем и будущем, не забывай о прошлом.

V. (16) Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами (С. Газарян).

(17) Многие утверждают, что слушать музыку дома лучше, чем в зале: никто не мешает.

Исключение второстепенной информации

Исходные

Сжатое

3, 4

6, 7

Упрощение синтаксических структур

Исходные

1, 2

3, 4

12

14

Сжатое

5

6, 7

13

15

Обобщение единичных явлений

и фактов

Исходные

1, 2

9

16

Сжатое

5

11

17