Упр.11 Глава 3 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:

11.1) Прочитайте текст, в указанных местах дополняя предложения подчинительными союзами и союзными словами из рамки. В скобках указано количество одинаковых союзов.

которая, в которых, на которых, чтобы, как (2), когда (2), что (2), потому что (3), когда... то

Артистка готовила обед и думала о девочке, (...) хочет танцевать. Потом она вспомнила про то, (...) сама была девочкой и (...) её тоже не принимали в хореографический кружок, (...) у неё торчали коленки и ей было больно, (...) балетмейст...р загибал ногу назад.

Она стала танц...вать сама, но сначала она пр...думывала пьесы3. Правда, ей дост...вались самые плохие роли, (...) она никогда не умела команд...вать, и власть была в руках Вики Седовой. Вика была очень красивая и потому очень гордая. Она не потерпела бы, (...) кто-то другой играл главные роли.

Вика жила с ней в одной квартире, и днём, (...) взрослые уходили на работу, их квартира пр...вращалась в театр. Поп...рёк коридора вешалось два одеяла1, изображающих занавес, перед занавесом ставились все име...щиеся в квартире стулья и т...буретки, (...) и усаж...-вались зрители. (...) репертуар и...черпывался, (...) Зойка — так звали артистку — тут же соч...няла новую пьесу, а Вика быстренько2 распр...деляла роли, (...) считала, (...) только она одна и может это сделать. Главные роли она, конечно, брала себе, а Зойке давала вто-ростепен...ые2 или такие, (...) нужно быть некрасивой. Однажды, правда, Зойка играла главную роль — негритёнка по прозвищу Снеж...к, но это только потому, (...) Вика не хотела пачкать себе лицо жж...ной пробкой.

(По А. Драбкиной)

Ответ 1

[Артистка готовила обед и думала о девочке]1, (которая хочет танцевать (ва под ударением, значит)2. [Потом она вспомнила про то]1, (как сама была девочкой)2 и (как её тоже не принимали (словарное слово) в хореографический (словарное слово) кружок)3, (потому что у неё торчали коленки)4 и (ей было больно)5, (когда балетмейстер (словарное слово) загибал ногу назад)6.

[Она стала танцевать (ва под ударением, значит, сама]1, но [сначала она придумывала (значение приставки – доведение действия до конца) пьесы3]2. [Правда, ей доставались (достались) самые плохие роли]1, (потому что она никогда не умела командовать (командовать – командую, чередование)2, и [власть была в руках Вики Седовой]3. Вика была очень красивая и потому очень гордая. [Она не потерпела бы]1, (чтобы кто-то другой играл главные роли)2.

[Вика жила с ней в одной квартире]1, и [днём, (когда взрослые уходили на работу)3, их квартира превращалась (словарное слово) в театр]2. [Поперёк (словарное слово) коридора вешалось два одеяла1, изображающих (действ. прич. наст. вр., от глагола I спр.) занавес]1, [перед занавесом ставились все имеющиеся (действ. прич. наст. вр., от глагола I спр.) в квартире стулья и табуретки (словарное слово)]2, (на которых и усаживались (ва без ударения, значит, зрители)3. (Когда репертуар исчерпывался с перед глухим ч))1, [то Зойка – так звали артистку – тут же сочиняла (словарное слово) новую пьесу]2, а [Вика быстренько2 распределяла роли]3, (потому что считала)4, (что только она одна и может это сделать)5. [Главные роли она, конечно, брала себе, а Зойке давала второстепенные2 (нн на стыке корня и суффикса) или такие]1, (в которых нужно быть некрасивой)2. [Однажды, правда, Зойка играла главную роль – негритёнка по прозвищу Снежок]1, но [это только потому]2, (что Вика не хотела пачкать себе лицо жжёной (прил., от глагола несов. в., пробкой)3.

(По А. Драбкиной)

Ответ 2

Артистка готовила обед и думала о девочке, которая хочет танцевать. Потом она вспомнила про то, как сама была девочкой и как её тоже не принимали в хореографический кружок, потому что у неё торчали коленки и ей было больно, когда балетмейстер загибал ногу назад.

Она стала танцевать сама, но сначала она придумывала пьесы. Правда, ей доставались самые плохие роли, потому что она никогда не умела командовать, и власть была в руках Вики Седовой. Вика была очень красивая и потому очень гордая. Она не потерпела бы, чтобы кто-то другой играл главные роли.

Вика жила с ней в одной квартире, и днём, когда взрослые уходили на работу, их квартира превращалась в театр. Поперёк коридора вешалось два одеяла, изображающих занавес, перед занавесом ставились все имеющиеся в квартире стулья и табуретки, на которых и усаживались зрители. Когда репертуар исчерпывался, то Зойка - так звали артистку - тут же сочиняла новую пьесу, а Вика быстренько распределяла роли, потому что считала, что только она одна и может это сделать. главные роли она, конечно, брала себе, а Зойке давала второстепенные или такие, в которых нужно быть некрасивой. Однажды, правда, Зойка играла главную роль - негритёнка по прозвищу Снежок, но это только потому, что Вика не хотела пачкать себе лицо жжёной пробкой.

2) Послушайте текст и проверьте свои предположения.

3) Запишите предложения, объясняя орфограммы в словах с пропущенными буквами. Выделите по образцу главные части СПП квадратными скобками, придаточные части — круглыми. Части, связанные сочинительными союзами, тоже выделяйте квадратными скобками. Пронумеруйте все части, подчеркните в них грамматические основы.

Образец. [Говорят]1, (что её бабушка была ангорской кошкой)2.

Ответ 1

[Артистка готовила обед и думала о девочке]1, (которая хочет танцевать (ва под ударением, значит)2. [Потом она вспомнила про то]1, (как сама была девочкой)2 и (как её тоже не принимали (словарное слово) в хореографический (словарное слово) кружок)3, (потому что у неё торчали коленки)4 и (ей было больно)5, (когда балетмейстер (словарное слово) загибал ногу назад)6.

[Она стала танцевать (ва под ударением, значит, сама]1, но [сначала она придумывала (значение приставки – доведение действия до конца) пьесы3]2. [Правда, ей доставались (достались) самые плохие роли]1, (потому что она никогда не умела командовать (командовать – командую, чередование)2, и [власть была в руках Вики Седовой]3. Вика была очень красивая и потому очень гордая. [Она не потерпела бы]1, (чтобы кто-то другой играл главные роли)2.

[Вика жила с ней в одной квартире]1, и [днём, (когда взрослые уходили на работу)3, их квартира превращалась (словарное слово) в театр]2. [Поперёк (словарное слово) коридора вешалось два одеяла1, изображающих (действ. прич. наст. вр., от глагола I спр.) занавес]1, [перед занавесом ставились все имеющиеся (действ. прич. наст. вр., от глагола I спр.) в квартире стулья и табуретки (словарное слово)]2, (на которых и усаживались (ва без ударения, значит, зрители)3. (Когда репертуар исчерпывался с перед глухим ч))1, [то Зойка – так звали артистку – тут же сочиняла (словарное слово) новую пьесу]2, а [Вика быстренько2 распределяла роли]3, (потому что считала)4, (что только она одна и может это сделать)5. [Главные роли она, конечно, брала себе, а Зойке давала второстепенные2 (нн на стыке корня и суффикса) или такие]1, (в которых нужно быть некрасивой)2. [Однажды, правда, Зойка играла главную роль – негритёнка по прозвищу Снежок]1, но [это только потому]2, (что Вика не хотела пачкать себе лицо жжёной (прил., от глагола несов. в., пробкой)3.

(По А. Драбкиной)

Ответ 2

Вставим пропущенные буквы и объясним орфограммы:

Артистка готовила обед и думала о девочке, которая хочет танцевать. (танцую, в форме 1-го лица единственного числа происходит чередование -ева/-ую; после согласного ц пишется гласная е) Потом она вспомнила про то, как сама была девочкой и как её тоже не принимали (словарное слово) в хореографический (словарное слово) кружок, потому что у неё торчали коленки и ей было больно, когда балетмейстер (словарное слово) загибал ногу назад.

Она стала танцевать (танцую, в форме 1-го лица единственного числа происходит чередование -ева/-ую; после согласного ц пишется гласная е) сама, но сначала она придумывала (приставка при- имеет значение «доведение действия до конца») пьесы. Правда, ей доставались (проверочное слово: достался) самые плохие роли, потому что она никогда не умела командовать, (командую, в форме 1-го лица единственного числа происходит чередование -ова-/-ую) и власть была в руках Вики Седовой. Вика была очень красивая и потому очень гордая. Она не потерпела бы, чтобы кто-то другой играл главные роли.

Вика жила с ней в одной квартире, и днём, когда взрослые уходили на работу, их квартира превращалась (приставка пре- имеет значение, близкое к значению приставки пере-) в театр. Поперёк (словарное слово) коридора вешалось два одеяла, изображающих (образовано от глагола 1 спряжение «изображать») занавес, перед занавесом ставились все имеющиеся (образовать от глагола 1 спряжение «иметься») в квартире стулья и табуретки, (словарное слово) на которых и усаживались (усаживаюсь, в форме 1-го лица суффикс не меняется; после шипящих пишется гласная и) зрители. Когда репертуар исчерпывался, (приставка перед основой на глухой согласный) то Зойка - так звали артистку - тут же сочиняла (словарное слово) новую пьесу, а Вика быстренько распределяла (приставка пре- имеет значение, близкое к значению приставки пере-) роли, потому что считала, что только она одна и может это сделать. главные роли она, конечно, брала себе, а Зойке давала второстепенные (образовано от основы на согласный н с помощью суффикса -н-: степень + -н-) или такие, в которых нужно быть некрасивой. Однажды, правда, Зойка играла главную роль - негритёнка по прозвищу Снежок, (в суффиксах существительных после шипящих в ударной позиции пишется гласная о: снежок) но это только потому, что Вика не хотела пачкать себе лицо жжёной (в корне слова после шипящих в ударной позиции пишется гласная ё в том случае, если можно подобрать проверочное слово: жечь) пробкой.

Выделим по образцу части СПП и подчеркнём грамматические основы:

[Артистка готовила обед и думала о девочке]1, (которая хочет танцевать)2. [Потом она вспомнила про то]1, (как сама была девочкой)2 и (как её тоже не принимали в хореографический кружок)3, (потому что у неё торчали коленки)4 и (ей было больно)5, (когда балетмейстер загибал ногу назад)6.

[Она стала танцевать сама]1, но [сначала она придумывала пьесы]2. [Правда, ей доставались самые плохие роли]1, (потому что она никогда не умела командовать)2, и [власть была в руках Вики Седовой]3. Вика была очень красивая и потому очень гордая. [Она не потерпела бы]1, (чтобы кто-то другой играл главные роли)2.

[Вика жила с ней в одной квартире]1, и [днём, (когда взрослые уходили на работу)3, их квартира превращалась в театр]2. [Поперёк коридора вешалось два одеяла, изображающих занавес]1, [перед занавесом ставились все имеющиеся в квартире стулья и табуретки]2, (на которые и усаживались зрители)3. (Когда репертуар исчерпывался)1, то [Зойка - так звали артистку - тут же сочиняла новую пьесу]2, а [Вика быстренько распределяла роли]3, (потому что считала)4, (что только она одна и может это сделать)5. [Главные роли она, конечно, брала себе]1, а [Зойке давала второстепенные или такие]2, (в которых нужно быть некрасивой)3. [Однажды, правда, Зойка играла главную роль - негритёнка по прозвищу Снежок]1, но [это только потому]2, (что Вика не хотела пачкать себе лицо жжёной пробкой)3.

4) Определите, сколько в тексте: а) сложносочинённых предложений;

б) сложноподчинённых предложений; в) сложных предложений с разными видами связи между частями.

Ответ 1

а) сложносочинённых предложений – 1;

б) сложноподчинённых предложений – 4;

в) сложных предложений с разными видами связи между частями – 5.

Ответ 2

а) сложносочинённые предложения:

1. [Она стала танцевать сама]1, но [сначала она придумывала пьесы]2.

б) сложноподчинённые предложения:

1. [Артистка готовила обед и думала о девочке]1, (которая хочет танцевать)2.

2. [Потом она вспомнила про то]1, (как сама была девочкой)2 и (как её тоже не принимали в хореографический кружок)3, (потому что у неё торчали коленки)4 и (ей было больно)5, (когда балетмейстер загибал ногу назад)6.

3. [Она не потерпела бы]1, (чтобы кто-то другой играл главные роли)2.

в) сложные предложения с разными видами связи между частями:

1. [Правда, ей доставались самые плохие роли]1, (потому что она никогда не умела командовать)2, и [власть была в руках Вики Седовой]3.

2. [Вика жила с ней в одной квартире]1, и [днём, (когда взрослые уходили на работу)3, их квартира превращалась в театр]2.

3. [Поперёк коридора вешалось два одеяла, изображающих занавес]1, [перед занавесом ставились все имеющиеся в квартире стулья и табуретки]2, (на которые и усаживались зрители)3.

4. (Когда репертуар исчерпывался)1, то [Зойка - так звали артистку - тут же сочиняла новую пьесу]2, а [Вика быстренько распределяла роли]3, (потому что считала)4, (что только она одна и может это сделать)5.

5. [Главные роли она, конечно, брала себе]1, а [Зойке давала второстепенные или такие]2, (в которых нужно быть некрасивой)3.

6. [Однажды, правда, Зойка играла главную роль - негритёнка по прозвищу Снежок]1, но [это только потому]2, (что Вика не хотела пачкать себе лицо жжёной пробкой)3.

5) Из трёх выделенных слов только два являются указательными словами в главной части СПП. Укажите эти предложения.

Ответ 1

Потом она вспомнила про то, как сама была девочкой и как её тоже не принимали в хореографический кружок, потому что у неё торчали коленки и ей было больно, когда балетмейстер загибал ногу назад.

Однажды, правда, Зойка играла главную роль – негритёнка по прозвищу Снежок, но это только потому, что Вика не хотела пачкать себе лицо жжёной пробкой.

Ответ 2

Потом она вспомнила про то, (вспомнила (про что?) про то) как сама была девочкой и как её тоже не принимали в хореографический кружок, потому что у неё торчали коленки и ей было больно, когда балетмейстер загибал ногу назад. (выделенное слово является указательным словом в главной части СПП)

Вика была очень красивая и потому очень гордая. (простое предложение)

Однажды, правда, Зойка играла главную роль - негритёнка по прозвищу Снежок, но это только потому, (это только (почему?) потому) что Вика не хотела пачкать себе лицо жжёной пробкой. (выделенное слово является указательным словом в главной части СПП)

6) Объясните на основании прочитанного фрагмента рассказа, можно ли назвать дружескими отношения между Зойкой и Викой. Запишите ответ на вопрос, используя СПП с союзами и союзными словами из рамки.

Ответ 1

Отношения между Зойкой и Викой дружескими назвать нельзя, потому что Вика считала себя главной, а Зойка подчинялась ей, что неприемлемо между друзьями.

Ответ 2

Отношения между Викой и Зойкой нельзя назвать дружескими, потому что, когда люди дружат, то их отношения являются равноправными, основанными на взаимовыручке и взаимопонимании, а не на использовании одного человека другим.

Ответ 1

Одеяла1 [адийала] 4 слога

о – [а] – гласный, безударный

д – [д] – согласный, звонкий, парный, мягкий, парный

е – [и] – гласный, безударный

я – [й’] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный

[а] – гласный, ударный

л – [л] – согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный

а – [а] – гласный, безударный

6 б., 7 зв.

1. Пьесы3 – существительное.

2. Н. ф. – пьеса.

3. Постоянные признаки:

– нарицательное;

– неодушевлённое;

– ж. р.;

– 1 склонение.

4. Непостоянные признаки:

– во мн. ч.;

– в В. п.

5. Дополнение.

Ответ 2

Морфологический разбор слова:

Пьесы

1. Пьесы - имя существительное (обозначает предмет и отвечает на вопрос что?).

2. Начальная форма: пьеса

3. Постоянные признаки:

- нарицательное

- неодушевлённое

- женский род

- 1 склонение

4. Непостоянные признаки:

- множественное число

- винительный падеж

5. В предложении является дополнением (придумывала (что?) пьесы).

Фонетический разбор слова:

Одеяла

1. Одеяла - о-де-я-ла (4 слога; 3-й слог ударный).

2. Одеяла - [ад’иэй’ала]

3. В слове 6 букв: 4 гласных и 2 согласных.

4. Звукобуквенный анализ:

о - [а]: гласный, безударный

д - [д’]: согласный, звонкий парный, мягкий парный

е - [иэ]: гласный, безударный

я - [й’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный

[а]: гласный, ударный

л - [л]: согласный, звонкий непарный, сонорный, твёрдый парный

а - [а]: гласный, безударный

5. В слове 7 звуков: 4 гласных и 3 согласных.

Гласная буква я после другой гласной образует 2 звука.

Морфемный разбор слова:

Быстренько

1. Быстренько - наречие.

2. быстренько

3. быстренький

4. быстренько

Второстепенные

1. Второстепенные (-ая, -ую) - прилагательное

2. второстепенные

3. второстепенные