Упр.122 Глава 3 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:

122. 1) Прочитайте отрывок из учебника «Риторика» А. К. Михальской. Озаглавьте текст, определите его тему и основную мысль.

(1) Теперь займёмся структурой речи-рассуждения. (2) В риторике умению хорошо говорить, рассуждая, придавалось особенно большое значение: ведь это умение — основа мастерства оратора-политика и оратора судебного; фундамент искусства полемики, дискуссии, спора; база риторики интересной и содержательной беседы. (3) Все эти области красноречия имеют глубокую общность: их объединяет именно то, что все они прежде всего требуют хорошей аргументации — доказательства верности некоего тезиса, точки зрения, позиции. (4) Искусство строить рассуждение — формулировать и доказывать мнение — необходимо и для торжественной речи — речи «на случай», и для риторически грамотного выражения речевой оценки — похвалы или осуждения. (5) Владение структурой рассуждения поможет и в том случае, если вы будете заниматься собственно наукой, академической деятельностью: хорошо написанная современная научная статья, в какой бы области она ни была выполнена, использует именно классическую риторическую схему расположения содержания в речи-рассуждении.

(6) Итак, даже невозможно представить себе жизнь человека, которому не пригодилось бы умение рассуждать в речи. (7) Если он не столкнётся с такой необходимостью профессионально (что нелегко вообразить), то, наверное, почувствует её в быту, разговаривая с родственниками и знакомыми, воспитывая детей, отмечая торжественное событие в кругу друзей и близких, отстаивая свои права в официальных инстанциях и так далее.

Ответ 1

Заголовок: Рассуждение.

Тема: Рассуждение.

Основная мысль: Умение рассуждать пригодится любому человеку.

Ответ 2

Название: «Искусство строить рассуждение».

Тема: рассуждение в речь.

Основная мысль: нет такого человека, которому не пригодилсь бы умение рассуждать.

2) Укажите части текста-рассуждения:

а) предложение, в котором формулируется тема текста — тезис;

б) предложение с объяснением темы через её разъяснение;

в) предложения, в которых приводятся примеры, подтверждающие доказательства;

г) предложения, содержащие вывод, заключение рассуждения.

Ответ 1

Части текста-рассуждения:

а) предложение, в котором формулируется тема текста – тезис – 2;

б) предложение с объяснением темы через её разъяснение – 3;

в) предложения, в которых приводятся примеры, подтверждающие

доказательства – 4, 5;

г) предложения, содержащие вывод, заключение рассуждения – 6, 7.

Ответ 2

а) - 2

б) - 3

в) – 4, 5, 1

г) – 6, 7

3) Определите средства связи: между частями сложных предложений; между предложениями в одном абзаце; между абзацами. Назовите те средства связи, которые объединяют предложения в одно синтаксическое целое, объединённое микротемой, и те, которые обеспечивают связность и цельность всего текста.

Ответ 1

Средства связи:

между частями сложных предложений – подчинительные союзы и союзные слова, интонация;

между предложениями в одном абзаце – лексические повторы, местоимения, синонимы;

между абзацами – вводное слово.

Ответ 2

Средства связи между частями сложных предложений: союзы, указательные слова, союзные слова.

Средства связи между предложениями в одном абзаце: синонимы (риторика – красноречие; полемика – дискуссия; спор – области красноречия; структура речи – рассуждения – искусство строить рассуждение); 6 и 7 предложения связаны при помощи местоимения (жизнь человека – он); 1 и 2 абзацы связаны при помощи вводного слова (итак).