Упр.17 Глава 3 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:

17. 1) Изучите схемы СПП с придаточными определительными. Найдите предложения, соответствующие данным схемам, и запишите их, выделяя квадратными скобками главную часть, а круглыми — придаточную. Составьте для каждого предложения вертикальную схему, указывая всю информацию изданных схем и добавляя вопрос к придаточной части.

1. [... всего, (чем ...)2 ...] 1.

2. [... каждому]1, (кто ...)2.

3. [... тем]1, (кто ...)2.

4. [... то, (чем ...),2 — ...]1.

1. Дед писателя Владимира Владимировича Набокова по линии отца был тем, кто служил министром юстиции в правительстве при двух царях: Александре II и Александре III. 2. Из всего, чем интересовался будущий писатель в детстве, на всю жизнь у него остались два основных увлечения: литература и энтомология5. 3. Творчество Набокова интересно каждому3, кто изучает русскую или американскую литературу. 4. Сам Набоков, свободно говоривший на русском, английском и французском языках с детства, считал помехой для своей карьеры1 американского писателя то, чем он уже прославился за пятнадцать лет до её начала в России, — сложившийся авторский стиль.

Ответ 1

1) [Из всего, (чем интересовался будущий писатель в детстве)2, на всю жизнь у него остались два основных увлечения: литература и энтомология5]1.

2) [Творчество Набокова интересно каждому3]1, (кто изучает русскую или американскую литературу)2.

3) [Дед писателя Владимира Владимировича Набокова по линии отца был тем]1, (кто служил министром юстиции в правительстве при двух царях: Александре II и Александре III)2.

4) [Сам Набоков, свободно говоривший на русском, английском и французском языках с детства, считал помехой для своей карьеры1 американского писателя то, (чем он уже прославился за пятнадцать лет до её начала в России)2, – сложившийся авторский стиль]1.

Ответ 2

1. [... всего, (чем ...)2 ...]1. - 2. [Из всего, (чем интересовался будущий писатель в детстве)2, на всю жизнь у него остались два основных увлечения: литература и энтомология]1.

1 мест.

какого?

2 чем

2. [... каждому]1, (кто ...)2. - 3. [Творчество Набокова интересно каждому]1, (кто изучает русскую или американскую литературу)2.

1 мест.

какому?

2 кто

3. [... тем]1, (кто ...)2. - 1. [Дед писателя Владимира Владимировича Набокова по линии отца был тем]1, (кто служил министром юстиции в правительстве при двух царях: Александре II и Александре III)2.

1 тем

кем именно? каким?

2 кто

4. [... то, (чем ...),2 - ...]1. - 4. [Сам Набоков, свободно говоривший на русском, английском и французском языках с детства, считал помехой для своей карьеры американского писателя то, (чем он уже прославился за пятнадцать лет до её начала в России)2, - сложившийся авторский стиль]1.

2) Подчеркните члены предложения, которыми осложнены главные и придаточные части записанных предложений.

Ответ 1

1) [Из всего, (чем интересовался будущий писатель в детстве)2, на всю жизнь у него остались два основных увлечения: литература и энтомология5]1.

2) [Творчество Набокова интересно каждому3]1, (кто изучает русскую или американскую литературу)2.

3) [Дед писателя Владимира Владимировича Набокова по линии отца был тем]1, (кто служил министром юстиции в правительстве при двух царях: Александре II и Александре III)2.

4) [Сам Набоков, свободно говоривший на русском, английском и французском языках с детства, считал помехой для своей карьеры1 американского писателя то, (чем он уже прославился за пятнадцать лет до её начала в России)2, – сложившийся авторский стиль]1.

Ответ 2

1. Дед писателя Владимира Владимировича Набокова по линии отца был тем, кто служил министром юстиции в правительстве при двух царях: Александре II и Александре III. (придаточное предложение осложнено однородными членами с обобщающим словом)

2. Из этого, чем интересовался будущий писатель в детстве, на всю жизнь у него остались два основных увлечения: литература и энтомология. (придаточное предложение осложнено однородными членами с обобщающим словом)

3. Творчество Набокова интересно каждому, кто изучает русскую или американскую литературу. (придаточное предложение осложнено однородными определениями)

4. Сам Набоков, свободно говоривший на русском, английском и французском языках с детства, считал помехой для своей карьеры американского писателя то, чем он уже прославился за пятнадцать лет до её начала в России, - сложившийся авторский стиль. (главное предложение осложнено причастным оборотом)

3) Слова какой части речи являются для данных придаточных опорными в главной части? Как вы думаете, почему такие придаточные называют местоименно-определительными? Для справки прочитайте текст рубрики «Лингвистическая кладовая», а затем расскажите, в каких случаях союзное слово что в определительной придаточной части может стоять только в именительном или винительном падеже, а в каких случаях — в любом падеже.

Лингвистическая кладовая

Союзное слово что в определительной придаточной части может стоять только в именительном или винительном падеже, если оно относится к опорному существительному в главной части:

= деревня

[Деревня, (что стояла на берегу реки), очень изменилась].

= деревню

[В деревне, (что построит за рекой), есть фабрика].

Ответ 1

Союзные слова что и кто могут стоять в любом падеже, если они относятся в главной части к опорным местоимениям тот, каждый, всё, все, любой, всякий:

[Каждый, (к кому обращались туристы), охотно показывал им дорогу].

[Прийти сюда может любой], (кого интересует физика).

[Сбудется всё], (о чём мы мечтаем).

[Он скоро терял интерес ко всему], (что не оправдывало его надежд).

Такие придаточные в СПП называют местоименно-определительными.

Союзные слова что и кто могут стоять в любом падеже, если они относятся в главной части к опорным местоимениям тот, каждый, всё, все, любой, всякий. Такие придаточные в СПП называют местоименно-определительными.

Ответ 2

Для данных придаточных предложений опорными словами в главной части являются местоимения.

Такие предложения называются местоименно-определительными, потому что придаточная часть относится к опорным местоимениям в главной части.

Союзное слово что в определительной придаточной части может стоять только в именительном или винительном падеже, если оно относится к опорному существительному в главной части.

Союзные слова что, кто могут стоять в любом падеже, если они относятся в главной части к опорным местоимениям тот, каждый, всё, все, любой, всякий.

Ответ 1

Карьеры1 [карйэры] 3 слога

к – [к] – согласный, глухой, парный, твёрдый, парный

а – [а] – гласный, безударный

р – [р] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, парный

ь – [–] – не образует звука

е – [й’] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный

[э] – гласный, ударный

р – [р] – согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный

ы – [ы] – гласный, безударный

7 б., 7 зв.

1. Каждому3 – местоимение-прилагательное.

2. Н. ф. – каждый.

3. Постоянные признаки:

– определительное.

4. Непостоянные признаки:

– в ед. ч.;

– в м. р.;

– в Д. п.

5. Дополнение.

1) Энтомология5 – наука о насекомых.

2) Слово имеет одно значение.

3) Употреблено в прямом значении.

4) Синонимов нет.

5) Антонимов нет.

6) Омонимов нет.

7) Заимствованное из греческого языка.

8) Слово из активного словарного запаса, книжное, специальное.

9) Фразеологизмов нет.

Ответ 2

Лексический разбор слова:

Энтомология

1. Энтомология - раздел зоологии, изучающий насекомых.

2. Однозначное.

3. Употреблено в прямом значении.

4. Синонимов нет.

5. Антонимов нет.

6. Омонимов и паронимов нет.

7. Заимствовано из древнегреческого — насекомое + слово, учение.

8. Активный словарный запас, общеупотребительное книжное.

9. Фразеологизмов со словом нет.

Морфологический разбор слова:

Каждому

1. Каждому - местоимение (обозначает лицо, не называя его, и отвечает на вопрос кому?).

2. Начальная форма: каждый.

3. Постоянные признаки:

- определительное

4. Непостоянные признаки:

- единственное число

- мужской род

- дательный падеж

5. В предложении является дополнением (известно (кому?) каждому).

Фонетический разбор слова:

Карьеры

1. Карьеры - карь-е-ры (3 слога; 2-й слог ударный).

2. Карьеры - [кар’й’эры]

3. В слове 7 букв: 3 гласных, 3 согласных и 1 буква, не обозначающая звука.

4. Звукобуквенный анализ:

к - [к]: согласный, глухой парный, шумный, твёрдый парный

а - [а]: гласный, безударный

р - [р’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий парный

ь - не обозначает звука

е - [й’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный

[э]: гласный, ударный

р - [р]: согласный, звонкий непарный, сонорный, твёрдый парный

ы - [ы]: гласный, безударный

5. В слове 7 звуков: 3 гласных и 4 согласных.

Буква ь не обозначает звука.

Гласная буква е после мягкого знака образует два звука.