Упр.25 Глава 3 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:

25. 1) Прочитайте сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и соотнесите их со схемами. Определите, что используется в придаточных частях — союзы или союзные слова. Объясните, как вы это определили и как это отражено на схемах.

1. [Моя бабушка долго шла к мысли о том], (чтобы начать пользоваться Интернетом). 2. [Она не была уверена в том], (что ей это нужно). 3. Но [вскоре она сама убедилась], (насколько ей это необходимо). 4. [Я люблю], (когда бабушка общается с друзьями на своей страничке в социальной сети). 5. [Теперь для неё самой странно], (как она могла без этого так долго обходиться).

а) [... гл.]1, (когда ...)2.

б) [... гл.]1, (насколько ...)2.

в) [... прич. + в том]1, (что ...)2.

г) [... сущ. + о том]1, (чтобы ...)2.

д) [... кат. сост.]1, (как ...)2.

Ответ 1

1) – г)

2) – в)

3) – б)

4) – а)

5) – д)

В придаточных частях предложений 1 и 2 используются союзы (не являются членами предложения), предложений 3–5 – союзные слова (являются членами предложения).

Ответ 2

1. [Моя бабушка долго шла к мысли о том], (чтобы начать пользоваться Интернетом). г) [... сущ. + о том]1, (чтобы ...)2. (в придаточной части используется союз, так как союзы не являются членами предложения)

2. [Она не была уверена в том], (что ей это нужно). в) [... прич. + в том]1, (что ...)2. (в придаточной части используется союз, так как союзы не являются членами предложения)

3. Но [вскоре она сама убедилась], (насколько ей это необходимо). б) [... гл.]1, (насколько ...)2. (в придаточной части используется союзное слово)

4. [Я люблю], (когда бабушка общается с друзьями на своей страничке в социальной сети). а) [... гл.]1, (когда ...)2. (в придаточной части используется союзное слово)

5. [Теперь для неё самой странно], (как она могла без этого так долго обходиться). д) [... кат. сост.]1, (как ...)2. (в придаточной части используется союзное слово)

2) Изучите таблицу и расскажите, какие основные значения могут иметь опорные слова в главных частях СПП с придаточными изъяснительными и к каким частям речи они относятся. В какие строки таблицы можно поместить выделенные опорные слова из примеров 1-5? Можно ли утверждать, что в главных частях предложений с придаточными изъяснительными обязательно есть опорное слово?

Значение Опорные слова в главной части

речи говорить, отвечать, обещать, просить; предложение, рассказ, требование, разговор...

мысли думать, помнить, понимать, знать, решать, мечтать; память, мечта, подозрение; убеждён; согласен; известно, ясно, интересно...

чувства, эмоции радоваться, грустить, жалеть; радость, сожаление, жалость; рад, счастлив, горд; удивительно, жаль, грустно, приятно...

восприятия видеть, слышать, смотреть, воспринимать; чувство, предчувствие, ощущение; видно, слышно, заметно...

оценки хорошо, важно, верно, нельзя, нужно...

Ответ 1

Основные значения, которые могут иметь опорные слова в главных частях СПП с придаточными изъяснительными: речи, мысли, чувства, эмоции, восприятия, оценки. Эти слова относятся к глаголам, существительным, кратким прилагательным, словам категории состояния. Выделенные опорные слова из примеров 1–5 можно поместить в строки со значением мысли, чувства, восприятия, оценки. В главных частях предложений с придаточными изъяснительными обязательно есть опорное слово.

Ответ 2

Опорные слова в главных частях СПП могут иметь следующие основные значения: речи, мысли, чувства, эмоции, восприятия, оценки.

Выделенное опорное слово из предложения 1 (мысли о том) можно отнести в строку таблицы со значением «мысли».

Выделенное опорное слово из предложения 2 (уверена в том) можно отнести в строку таблицы со значением «мысли».

Выделенное опорное слово из предложения 3 (убедилась) можно отнести в строку таблицы со значением «мысли».

Выделенное опорное слово из предложения 4 (люблю) можно отнести в строку таблицы со значением «чувства, эмоции».

Выделенное опорное слово из предложения 5 (странно) можно отнести в строку таблицы со значением «мысли».

В главных частях предложений с придаточными изъяснительными обязательно должно быть опорное слово.

3) Задайте вопросы от выделенных в главных частях опорных слов к придаточным. Составьте вертикальные схемы всех предложений, указывая эти вопросы. На вопросы какого члена предложения отвечают придаточные во всех этих примерах?

Ответ 1

1) [Моя бабушка долго шла к мысли о том], (чтобы начать пользоваться Интернетом).

2) [Она не была уверена в том], (что ей это нужно).

3) Но [вскоре она сама убедилась], (насколько ей это необходимо).

4) [Я люблю], (когда бабушка общается с друзьями на своей страничке в социальной сети).

5) [Теперь для неё самой странно], (как она могла без этого так долго обходиться).

Придаточные во всех этих примерах отвечают на вопросы дополнения.

Ответ 2

1. [Моя бабушка долго шла к мысли о том], (о чём?) (чтобы начать пользоваться Интернетом).

1 сущ. + о том

о чём?

2 чтобы

2. [Она не была уверена в том], (в чём?) (что ей это нужно).

1 кр. прич. + в том

в чём?

2 что

3. Но [вскоре она сама убедилась], (в чём?) (насколько ей это необходимо).

Но 1 гл.

в чём?

2 насколько

4. [Я люблю], (что?) (когда бабушка общается с друзьями на своей страничке в социальной сети).

1 гл.

что?

2 когда

5. [Теперь для неё самой странно], (что?) (как она могла без этого так долго обходиться).

1 кат. сост.

что?

2 как

Придаточные во всех данных примерах отвечают на вопросы дополнения.