Упр.27 Глава 3 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:

27. 1) Прочитайте части СПП и объясните, где даны главные части, а где — придаточные изъяснительные. Подберите части предложений так, чтобы получились СПП с придаточными изъяснительными из рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

1. Хорошо выходило...

2. Впрочем, полагаю...

3. Все камни с точностью перенесены сюда со старого серебряного браслета, и Вы можете быть уверены...

4. Ещё раз прошу прощения...

5. Я очень рад...

6. Вы меня извините, князь...

7. Я от вас не скрою...

а) что нашёл в вас порядочного человека, джентльмена, способного понимать с полуслова.

б) что я сижу?

в) что обеспокоил Вас длинным, ненужным письмом.

г) что именины совпали с дачным временем.

д) что до Вас никто ещё этого браслета не надевал.

е) что пойду говорить по телефону с княгиней Верой Николаевной.

ж) что и на всём свете не найдётся сокровища, достойного украсить Вас.

Ответ 1

Главные части – в левом столбике, придаточные изъяснительные – в правом.

1) – г)

2) – ж)

3) – д)

4) – в)

5) – а)

6) – б)

7) – е)

Ответ 2

Цифрами обозначены главные части предложений, буквами - придаточные.

1. Хорошо выходило, что именины совпали с дачным временем.

2. Впрочем, полагаю, что и на всём свете не найдётся сокровища, достойного украсить Вас.

3. Все камни с точностью перенесены сюда со старого серебряного браслета, и Вы можете быть уверены, что до Вас никто ещё этого браслета не надевал.

4. Ещё раз прошу прощения, что обеспокоил Вас длинным, ненужным письмом.

5. Я очень рад, что нашёл в вас порядочного человека, джентльмена, способного понимать с полуслова.

6. Вы меня извините, князь, что я сижу?

7. Я от вас не скрою, что пойду говорить по телефону с княгиней Верой Николаевной.

2) Послушайте аудиозапись и проверьте свои предположения. Запишите предложения, не забывая ставить запятые между главной и придаточной частями. Объясните знаки препинания, которые уже стоят в частях предложений.

Ответ 1

1) Хорошо выходило, что именины совпали с дачным временем.

2) Впрочем, полагаю, что и на всём свете не найдётся сокровища, достойного украсить Вас.

3) Все камни с точностью перенесены сюда со старого серебряного браслета, и Вы можете быть уверены, что до Вас никто ещё этого браслета не надевал.

4) Ещё раз прошу прощения, что обеспокоил Вас длинным, ненужным письмом.

5) Я очень рад, что нашёл в вас порядочного человека, джентльмена, способного понимать с полуслова.

6) Вы меня извините, князь, что я сижу?

7) Я от вас не скрою, что пойду говорить по телефону с княгиней Верой Николаевной.

Примечание: , – запятая между прост. предл. в составе сложного

, – запятая при вводном слове

, – запятая при обособленном определении

, – запятая при однородных членах

, – запятая при обращении

Ответ 2

1. Хорошо выходило, (запятая разделяет простые предложения в составе сложного) что именины совпали с дачным временем.

2. Впрочем, (запятой выделяется вводное слово) полагаю, (запятой выделяется вводное слово) что и на всём свете не найдётся сокровища, (запятой выделяется оборот с прилагательным, стоящий после определяемого слова) достойного украсить Вас.

3. Все камни с точностью перенесены сюда со старого серебряного браслета, (запятая разделяет простые предложения в составе сложного) и Вы можете быть уверены, (запятая разделяет простые предложения в составе сложного) что до Вас никто ещё этого браслета не надевал.

4. Ещё раз прошу прощения, (запятая разделяет простые предложения в составе сложного) что обеспокоил Вас длинным, (запятая между однородными определениями) ненужным письмом.

5. Я очень рад, (запятая разделяет простые предложения в составе сложного) что нашёл в вас порядочного человека, (между однородными дополнениями) джентльмена, (запятой выделяется оборот с прилагательным, стоящий после определяемого слова) способного понимать с полуслова.

6. Вы меня извините, (запятой выделяется обращение) князь, (запятой выделяется обращение) что я сижу?

7. Я от вас не скрою, (запятая разделяет простые предложения в составе сложного) что пойду говорить по телефону с княгиней Верой Николаевной.

3) Найдите в каждом предложении опорное слово, укажите, к какой части речи оно относится. Подчеркните опорные слова как члены предложения.

Ответ 2

1. Хорошо выходило, (глагол) что именины совпали с дачным временем.

2. Впрочем, полагаю, (глагол) что и на всём свете не найдётся сокровища, достойного украсить Вас.

3. Все камни с точностью перенесены сюда со старого серебряного браслета, и Вы можете быть уверены, (глагол + вспомогательный глагол + краткое причастие) что до Вас никто ещё этого браслета не надевал.

4. Ещё раз прошу прощения, (глагол + существительное) что обеспокоил Вас длинным, ненужным письмом.

5. Я очень рад, (категория состояния) что нашёл в вас порядочного человека, джентльмена, способного понимать с полуслова.

6. Вы меня извините, (глагол) князь, что я сижу?

7. Я от вас не скрою, (глагол) что пойду говорить по телефону с княгиней Верой Николаевной.

4) Как вы думаете, сколько нужно составить схем, чтобы они показали структуру всех предложений из данного задания? Составьте схемы и объясните своё решение.

Ответ 2

1. Хорошо выходило, что именины совпали с дачным временем.

[... гл.]1, (что...)2.

2. Впрочем, полагаю, что и на всём свете не найдётся сокровища, достойного украсить Вас.

[...гл.]1, (что...)2.

3. Все камни с точностью перенесены сюда со старого серебряного браслета, и Вы можете быть уверены, что до Вас никто ещё этого браслета не надевал.

[]1, и [... кр. прич.]2, (что...)3.

4. Ещё раз прошу прощения, что обеспокоил Вас длинным, ненужным письмом.

[... гл. + сущ.]1, (что...)2.

5. Я очень рад, что нашёл в вас порядочного человека, джентльмена, способного понимать с полуслова.

[... категория состояния]1, (что...)2.

6. Вы меня извините, князь, что я сижу?

[... гл.]1, (что...)2?

7. Я от вас не скрою, что пойду говорить по телефону с княгиней Верой Николаевной.

[... гл.]1, (что...)2.

Для того, чтобы показать структуру всех предложений из данного задания, нужно составить 5 схем. Предложения 1, 2 и 7 имеют одинаковые схемы.

5) Как объясняется значение выделенного слова в тексте А.И. Куприна? Как вы думаете, кого можно назвать джентльменом? Напишите свой ответ на вопрос, используя СПП с придаточными изъяснительными и определительными.

Ответ 1

Джентльмен – 1. В Англии: человек, принадлежащий к высшим слоям общества, строго соблюдающий установленные в них правила и нормы поведения. 2. О корректном, благовоспитанном человеке; о человеке, отличающемся строгим изяществом манер и костюма.

Когда-то джентльменами называли всех мужчин благородного происхождения, представителей аристократии. Спустя немного времени джентльменом часто называли того, кто демонстрировал своим поведением порядочность и хорошее воспитание, несмотря на отсутствие именитых предков или собственного фамильного герба. В XIX веке в Европе сформировался образ джентльмена – человека порядочного и достойного, который тщательно оберегает свою репутацию и обладает безупречными манерами и строгим кодексом чести.

Ответ 2

Джентльмен - 1. В Великобритании - человек, относящийся к привилегированным слоям общества, строго следующий установленным в них правилам и нормам поведения; человек, принадлежащий к высшим кругам общества. 2. Корректный, воспитанный и благородный человек.

В тексте Куприна слово джентльмен обозначает человека, воспитанного, а также придерживающегося светских правил поведения.

Джентльменом можно назвать человека, который знает светские правила поведения и ведёт себя в соответствии с ними. (человека (какого?) который...; придаточная определительная)

В словаре Ожегова говорится, что джентльмен - корректный человек, строго соблюдающий правила и нормы поведения. (говорится (о чём?) что...; придаточная изъяснительная)