Упр.4 Глава 3 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:

4. 1) Прочитайте текст и выполните его анализ: определите тему, основную мысль, выделите микротемы, объясните разделение на абзацы. Определите стиль текста, функционально-смысловой тип речи, а также способы и средства связи предложений и абзацев в тексте.

Под культурой речи понимается соблюдение в речи сложившихся в обществе норм.

Прежде всего, к ним относятся нормы литературного языка: правильность произношения, формообразования, построения предложений, правильность употребления слов в разных стилях речи. Литературный язык — высшая форма национального языка и основа культуры речи. Он обслуживает различные сферы человеческой деятельности: политику, культуру, делопроизводство, законодательство, словесное искусство, бытовое общение, межнациональное общение.

Но правильность речи — это только основа культуры речи, важно также умение отбирать и употреблять языковые средства в процессе общения, соблюдать нормы коммуникации. Поэтому у речи есть и другие коммуникативные качества: точность, понятность, чистота, логичность изложения, выразительность, эстетичность и уместность. Чёткость формулировок, умелое использование терминов, иностранных слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц и поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, безусловно, создают высокий уровень культуры.

Культура речи невозможна без соблюдения норм речевого поведения, этикета. Речевой этикет как этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие и другие формы, оскорбляющие достоинство участников общения или окружающих людей.

Ответ 1

Тема: Культура речи.

Основная мысль: Что входит в понятие «культура речи».

Микротемы:

1) Что понимается под культурой речи.

2) Нормы литературного языка.

3) Важность умения отбирать и употреблять языковые средства.

4) Нормы речевого поведения.

Разделение на абзацы в соответствии с микротемами.

Стиль текста: научный.

Тип речи: описание.

Цепная связь, средства связи: лексические повторы, местоимения.

Ответ 2

Тема текста: культура речи.

Основная мысль: Правильность речи - это только основа культуры речи, важно также умение отбирать и употреблять языковые средства в процессе общения, соблюдать нормы коммуникации, а также нормы речевого поведения, этикета.

Микротемы:

1. Культура речи.

2. Что относится к нормам литературного языка.

3. Коммуникативные качества речи.

4. Речевой этикет.

Текст разделён на абзацы согласно его микротемам: одной микротеме соответствует один абзац текста.

Стиль текста: научный.

Функционально-смысловой тип речи: научное описание.

Способы и средства связи предложений в абзаце и тексте:

- связь предложений в тексте цепная (последовательная).

- предложения связаны при помощи союзов, лексический повторов, а также местоимений.

2) Опираясь на текст, составьте список качеств речи, из которых складывается высокий уровень культуры речи. Как вы оцениваете свой уровень культуры речи?

Ответ 1

Список качеств речи, из которых складывается высокий уровень культуры речи: правильность произношения, формообразования, построения предложений, правильность употребления слов в разных стилях речи, точность, понятность, чистота, логичность изложения, выразительность, эстетичность и уместность, чёткость формулировок, умелое использование терминов, иностранных слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц и поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, речевой этикет.

Ответ 2

Высокий уровень культуры речи характеризуется наличием следующих качеств:

- соблюдение норм литературного языка (правильно произношения, формообразования, построения предложений, правильность употребления слов в разных стилях речи);

- умение отбирать и употреблять языковые средства в процессе общения;

- соблюдение норм коммуникации;

- точность, понятность, чистота речи;

- логичность изложения;

- выразительность и эстетичность, уместность;

- чёткость формулировок;

- умелое использование терминов, иностранных слов;

- удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц и поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений;

- соблюдение норм речевого этикета.

Я считаю, что моя речь находится на достаточно высоком уровне культуры речи. Я могу чётко и понятно выражать свои мысли, понимаю, когда уместно использовать те или иные художественно-выразительные средства языка, термины, соблюдаю речевой этикет.