Упр.59 Глава 3 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:

59. 1) Работа в паре. Прочитайте текст и подумайте, в каких предложениях есть синтаксические конструкции, позволяющие заменить эти предложения сложноподчинёнными. Предложите свои варианты этих предложений.

В Америке первой...чально (не)было воробьёв. Эта столь обычная у нас птица была ввез...-на3 в Соединённые Штаты для уничтожения там вредных нас...комых. Воробей, как известно, в изобили... поедает1 прож...рливых гус...-ниц и других нас...комых, вредящих садам и огородам. Новая обстановка полюбилась воробьям: в Америке не ок...залось хищников, истр...бляющих этих птиц, и воробей стал быстро размн...жаться. Ко(л/лл)ичество вредных нас...комых начало заметно уменьшаться, но вскоре размножившиеся воробьи из-за (не)достатка животной пищи прин...лись за растительную и стали опуст...шать2 посевы.

(По Я. Перельману)

Ответ 1

Кроме первого, во всех этих предложениях есть синтаксические конструкции, позволяющие заменить эти предложения сложноподчинёнными.

В Америке первоначально не было воробьёв. Эта столь обычная у нас птица была ввезена3 в Соединённые Штаты, чтобы уничтожать там вредных насекомых. Воробей, как известно, в изобилии поедает1 прожорливых гусениц и других насекомых, которые вредят садам и огородам. Новая обстановка полюбилась воробьям, потому что в Америке не оказалось хищников, которые истребляют этих птиц, и воробей стал быстро размножаться. Количество вредных насекомых начало заметно уменьшаться, но вскоре размножившиеся воробьи принялись за растительную пищу, потому что появился недостаток животной, и стали опустошать2 посевы.

Ответ 2

В Америке первоначально не было воробьёв. - нет синтаксический конструкций, которые можно заменить сложноподчинёнными предложениями.

Эта столь обычная у нас птица была ввезена в Соединённые Штаты для уничтожения там вредных насекомых. - Эта столь обычная у нас птица была ввезена в Соединённые Штаты, чтобы уничтожить там вредных насекомых.

Воробей, как известно, в изобилии поедает прожорливых гусениц и других насекомых, вредящих садам и огородам. - Воробей, как известно, в изобилии поедает прожорливых гусениц и других насекомых, которые вредят садам и огородам.

Новая обстановка полюбилась воробьям: в Америке не оказалось хищников, истребляющих этих птиц, и воробей стал быстро размножаться. - Новая обстановка полюбилась воробьям: в Америке не оказалось хищников, которые истребляли этих птиц, и воробей стал быстро размножаться.

Количество вредных насекомых начало заметно уменьшаться, но вскоре размножившиеся воробья из-за недостатка животной пищи принялись за растительную и стали опустошать посевы. - Количество вредных насекомых начало заметно уменьшаться, но вскоре воробьи так размножились, что из-за недостатка животной пищи принялись за растительную и стали опустошать посевы.

2) Послушайте второй вариант текста — со сложноподчинёнными предложениями. Запишите средства связи частей СПП, определите типы придаточных. Сопоставьте предложения этого текста с получившимися у вас.

Ответ 1

Чтобы – придаточное цели; которые – придаточное определительное; которые – придаточное определительное; так…, что – придаточное меры и степени.

Ответ 2

В Америке первоначально не было воробьёв.

Эта столь обычная у нас птица была ввезена в Соединённые Штаты, (с какой целью?) чтобы уничтожить там вредных насекомых. (придаточное цели)

Воробей, как известно, в изобилии поедает прожорливых гусениц и других насекомых, (каких?) которые вредят садам и огородам. (придаточное определительное)

Новая обстановка полюбилась воробьям: в Америке не оказалось хищников, (каких?) которые истребляли этих птиц, и воробей стал быстро размножаться. (придаточное определительное)

Количество вредных насекомых начало заметно уменьшаться, но вскоре воробьи так размножились, (насколько?) что из-за недостатка животной пищи принялись за растительную и стали опустошать посевы. (придаточное меры и степени)

3) Запишите вариант текста с СПП. опираясь на свои записи. Разделяйте запятыми части СПП. Объясните написание слов со скобками и пропущенными буквами. Подберите в упражнении 57 пословицу, которую можно использовать в качестве вывода в конце этого текста.

Ответ 1

В Америке первоначально (начал) не было (глагол) воробьёв. Эта столь обычная у нас птица была ввезена в Соединённые Штаты намеренно, чтобы она уничтожала (словарное слово) там вредных насекомых (словарное слово). Воробей, как известно, в изобилии (сущ. на -ие, П. п.) поедает прожорливых (искл.) гусениц (словарное слово) и других насекомых (словарное слово), которые вредят садам и огородам. Новая обстановка (словарное слово) полюбилась воробьям: в Америке не оказалось (окажется) хищников, которые бы истребляли (словарное слово) этих птиц, и воробей стал быстро размножаться (множиться). Количество (словарное слово) вредных насекомых (словарное слово) начало заметно уменьшаться, но вскоре воробьи так размножились, что из-за недостатка (отсутствия) животной пищи принялись (приняться) за растительную и стали опустошать посевы.

(По Я. Перельману)

Пословица, которую можно использовать в качестве вывода в конце этого текста: Так думай, чтобы после не раздумывать.

Ответ 2

В Америке первоначально (проверочное слово: начал) не (частица не с глаголами пишется раздельно) было воробьёв. Эта столь обычная у нас птица была ввезена (проверочное слово: ввезён) в Соединённые Штаты, (запятая разделяет части сложного предложения) чтобы уничтожить (словарное слово) там вредных насекомых. (словарное слово) Воробей, как известно, в изобилии (существительное на -ие, предложный падеж) поедает прожорливых (проверочное слово: обжора) гусениц (словарное слово) и других насекомых, (словарное слово) (запятая разделяет части сложного предложения) которые вредят садам и огородам. Новая обстановка (словарное слово) полюбилась воробьям: в Америке не оказалось (проверочное слово: окажется) хищников, (запятая разделяет части сложного предложения) которые истребляли (словарное слово) этих птиц, и воробей стал быстро размножаться. (проверочное слово: рахмножится) Количество (словарное слово) вредных насекомых (словарное слово) начало заметно уменьшаться, но вскоре воробьи так размножились, (запятая разделяет части сложного предложения) что из-за недостатка (можно заменить синонимом: дефицит, нехватка) животной пищи принялись (проверочное слово: принялся) за растительную (чередование -раст-/-ращ-/-рос-, перед сочетанием согласных ст пишется гласная а) и стали опустошать (проверочное слово: пустоты) посевы.

Пословица: Чтобы после не раздумывать, так думай.

4) Составьте схему СПП с придаточной частью цели.

Ответ 2

[Эта столь обычная у нас птица была ввезена в Соединённые Штаты], (чтобы уничтожить там вредных насекомых).

[]1, (чтобы ...)2.

Ответ 1

Поедает1 [пай’идай’ит] 4 слога

п – [п] – согласный, глухой, парный, твёрдый, парный

о – [а] – гласный, безударный

е – [й’] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный

[и] – гласный, безударный

д – [д] – согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный

а – [а] – гласный, ударный

е – [й’] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный

[и] – гласный, безударный

т – [т] – согласный, глухой, парный, твёрдый, парный

7 б., 9 зв.

1. Ввезена3 – причастие, ф. гл.

2. Н. ф. – ввезти.

Постоянные признаки:

– сов. вид;

– перех.;

– невозвр.;

– I спр.;

3. Н. ф. – ввезённый.

Постоянные признаки:

– страдательное;

– прош. время.

Непостоянные признаки:

– в крат. ф.;

– в ед. ч.;

– в ж. р.

4. Сказуемое.

Ответ 2

Морфологический разбор слова:

Ввезена

1. Ввезена - причастие (обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос какова?).

Морфологические признаки глагола

2. Инфинитив: ввезти.

3. Постоянные признаки:

- 1 спряжение

- переходный

- совершенный вид

- невозвратный

Морфологические признаки причастия

4. Начальная форма: ввезённый

5. Постоянные признаки:

- страдательное

- прошедшее время

6. Непостоянные признаки:

- краткая форма

- единственное число

- женский род

7. В предложении является частью составного именного сказуемого (птица (что делала?) была ввезена).

Фонетический разбор слова:

Поедает

1. Поедает - по-е-да-ет (4 слога; 3-й слог ударный).

2. Поедает - [пай’иэдай’ит]

3. В слове 7 букв: 4 гласных и 3 согласных.

4. Звукобуквенный анализ:

п - [п]: согласный, глухой парный, шумный, твёрдый парный

о - [а]: гласный, безударный

е - [й’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный

[иэ]: гласный, безударный

д - [д]: согласный, звонкий парный, шумный, твёрдый парный

а - [а]: гласный, ударный

е - [й’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный

[и]: гласный, безударный

т - [т]: согласный, глухой парный, шумный, твёрдый парный

5. В слове 9 звуков: 4 гласных и 5 согласных.

Гласные буквы е после других гласных образуют два звука.

Морфемный разбор:

Опустошать

1. Опустошать (-ешь, -ем) - глагол.

2. опустошать

3. опустошить

4. пустошь