Упр.13 Глава 4 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:

13. 1) Прочитайте текст, найдите в нём сложные предложения, части которых должны быть разделены указанными в рамке знаками. Насколько, по вашему мнению, необходимы знаки препинания? Помогают ли они читающему? А пишущему?

(1) Весна наступила в этом году ранняя. (2) Побежали по деревенским улицам ручейки в лужах воды отразилось небо с облаками с крыш посыпались капли. (3) Воробьи кричали так громко что ничего нельзя было расслышать за их криком. (4) Везде чувствовалась тревога жизни.

(5) Снег сошёл. (6) Из-под него выглянула земля. (7) Над нивами вился парок наполнявший воздух запахом земли тем который даже и в городе узнаешь среди сотен других запахов. (8) Ночи стали теплее в их мраке чувствовалась работа природы...

Ответ 1

Пунктуация помогает пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их. Знаки препинания отмечают начало и конец предложения, а также место в предложении, где нужно сделать паузу.

Ответ 2

Знаки препинания нужны пишущему для того, чтобы точно выразить свою мысль; а читающему – чтобы верно понять смысл написанного.

2) Запишите свой вариант текста, обоснуйте расстановку знаков препинания. Охарактеризуйте предложения по числу грамматических основ и по виду связи частей в сложных предложениях.

Ответ 1

(1) Весна наступила в этом году ранняя. (2) Побежали по деревенским улицам ручейки; в лужах воды отразилось небо с облаками; с крыш посыпались капли. – БСП с равноправными частями, состоит из 4 частей. (3) Воробьи кричали так громко, что ничего нельзя было расслышать за их криком. – СПП с придаточным меры и степени, состоит из 2 частей. (4) Везде чувствовалась тревога жизни.

(5) Снег сошёл. (6) Из-под него выглянула земля. (7) Над нивами вился парок, наполнявший воздух запахом земли, – тем, который даже и в городе узнаешь среди сотен других запахов. – СП с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из 3 частей. (8) Ночи стали теплее, в их мраке чувствовалась работа природы... – БСП с равноправными частями, состоит из 3 частей.

Ответ 2

(1) Весна наступила в этом году ранняя.

(2) Побежали по деревенским улицам ручейки; в лужах воды отразилось небо с облаками, с крыш посыпались капли.

БСП с равноправными частями и отношением перечисления.

(3) Воробьи кричали так громко, что ничего нельзя было расслышать за их криком.

СПП с придаточным изъяснительным.

(4) Везде чувствовалась тревога жизни.

(5) Снег сошёл.

(6) Из-под него выглянула земля.

(7) Над нивами вился парок, наполнявший воздух запахом земли: тем, который даже и в городе узнаешь среди сотен других запахов.

СПП с придаточным определительным.

(8) Ночи стали теплее, в их мраке чувствовалась работа природы...

БСП с равноправными частями и отношением перечисления.

3) Послушайте отрывок из повести А. И. Куприна. Объясните отличие авторского варианта от текста в задании 1. Назовите конструкции, осложняющие каждое предложение.

Ответ 1

Авторский вариант от текста в задании 1 отличается тем, что в нём предложения более распространены.

Конструкции, осложняющие предложения: (1) – однородные определения, вводное предложение; (2) – однородные определения, обособленные обстоятельства, сравнение; (3) – обособленное определение; (4) – однородные определения; (5) – обособленное обстоятельство; (6) – однородные и обособленные определения; (7) – обособленное определение, однородные определения.

Ответ 2

Авторский вариант (Куприн «Олеся») отличается добавлением осложняющих конструкций.

(1) Весна наступила в этом году ранняя, дружная и — как всегда на Полесье — неожиданная.

Обособленное одиночное определение и вводная конструкция.

(2) Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух; в огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися, белыми облаками; с крыш посыпались частые звонкие капли.

Однородные определения, обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, сравнительные обороты.

(3) Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбужденно, что ничего нельзя было расслышать за их криком.

Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

(4) Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни.

Однородные определения.

(5) Снег сошел, оставшись еще кое-где грязными рыхлыми клочками в лощинах и тенистых перелесках.

Обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

(6) Из-под него выглянула обнаженная, мокрая, теплая земля, отдохнувшая за зиму и теперь полная свежих соков, полная жажды нового материнства.

Однородные определения; обособленное определение выраженное причастным оборотом.

(7) Над черными нивами вился легкий парок, наполнявший воздух запахом оттаявшей земли, — тем свежим, вкрадчивым и могучим пьяным запахом весны, который даже и в городе узнаешь среди сотен других запахов.

Однородные определения, уточняющие члены.

(8) Ночи стали теплее; в их густом влажном мраке чувствовалась незримая спешная творческая работа природы...

Красочные определения.

4) Запишите БСП, вставив в них все пропущенные члены предложения. Укажите смысловые отношения между частями предложения 2.

Ответ 1

Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух; в огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися, белыми облаками; с крыш посыпались частые звонкие капли. – БСП с равноправными частями, с перечислительными отношениями между ними.

Ночи стали теплее; в их густом влажном мраке чувствовалась незримая спешная творческая работа природы...

Ответ 2

(2) Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух; в огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися, белыми облаками; с крыш посыпались частые звонкие капли.

Равноправные части с отношением перечисления.

(7) Над черными нивами вился легкий парок, наполнявший воздух запахом оттаявшей земли, — тем свежим, вкрадчивым и могучим пьяным запахом весны, который даже и в городе узнаешь среди сотен других запахов.

(8) Ночи стали теплее; в их густом влажном мраке чувствовалась незримая спешная творческая работа природы...

5) Определите тему текста, основную мысль, тип речи в прослушанном отрывке и сокращённом его варианте. Можно ли утверждать, что художественный текст в сжатом изложении утрачивает свою выразительность? Можно ли сохранить особенности художественной речи при сжатии текста?

Ответ 1

Тема: Весна.

Основная мысль: Пробуждение природы.

Тип речи в прослушанном отрывке – описание, в сокращённом варианте – повествование.

Да, художественный текст в сжатом изложении утрачивает свою выразительность. Особенности художественной речи при сжатии текста сохранить сложно, т. к. теряется вся выразительность описания.

Ответ 2

Тема текста: весна в Полесье.

Основная мысль: пробуждение природы после долгого зимнего сна.

Тип речи: описание.

Художественный текст в сжатом изложении утрачивает свою выразительность. При таком типе передачи сохраняется смысл, но сохранить особенности художественной речи, как правило, не удается.