Упр.23 Глава 4 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:

23. 1) Проанализируйте сложные предложения: выделите в них части, составьте схемы, определите главный вид связи, объясните расстановку знаков препинания.

1. Но только я вошёл во двор, как из церкви показались несомые на руках иконы, хоругви, за ними, вся в белом, длинном, тонколикая, в белом обрусе с нашитым на него золотым крестом на лбу, высокая, медленно, истово идущая с опущенными глазами, с большой свечой в руке, великая княгиня; а за нею тянулась такая же белая вереница поющих, с огоньками свечек у лиц, инокинь или сестёр, — уж не знаю, кто были они и куда шли (И. Бунин).

Ответ 1

1) [Но [только я вошёл во двор], (как из церкви показались несомые на руках иконы, хоругви)], [за ними, вся в белом, длинном, тонколикая, в белом обрусе с нашитым на него золотым крестом на лбу, высокая, медленно, истово идущая с опущенными глазами, с большой свечой в руке, великая княгиня]; а [за нею тянулась такая же белая вереница поющих, с огоньками свечек у лиц, инокинь или сестёр], – [[уж не знаю], (кто были они) и (куда шли)] (И. Бунин). – главный вид связи бессоюзный

2) [Он было бросился на шею к дяде], но [[тот, пожимая мощной рукой его нежную юношескую руку, держал его в некотором отдалении от себя как будто для того, (чтобы наглядеться на него)], а [[более, кажется, затем], (чтобы остановить этот порыв и ограничиться пожатием)] (И. Гончаров). – главный вид связи сочинительный

3) [[Самая природа пунктуации такова], (что её нормами могут быть предусмотрены только основные, наиболее типичные языковые конструкции)]; [[во всех же случаях, (которые прямо не подходят под сформулированные правила), пишущий должен самостоятельно применять последние в зависимости от того], (какими ему представляются членение его текста и смысловые отношения между расчленёнными его отрезками)] (А. Шапиро). – главный вид связи бессоюзный

Ответ 2

1. Но [только я вошёл во двор]1, (как из церкви показались несомые на руках иконы, хоругви)2, [за ними, вся в белом, длинном, тонколикая, в белом обрусе с нашитым на него золотым крестом на лбу, высокая, медленно, истово идущая с опущенными глазами, с большой свечой в руке, великая княгиня]3; а [за нею тянулась такая же белая вереница поющих, с огоньками свечек у лиц, инокинь или сестёр]4, — [уж не знаю]5, (кто были они и куда шли)6.

Главный вид связи бессоюзный; БСП с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связями.

[…]1, (как …)2, […]3, а […]4, - […]5, (кто и куда …)6.

2. Он было бросился на шею к дяде, но тот, пожимая мощной рукой его нежную юношескую руку, держал его в некотором отдалении от себя как будто для того, чтобы наглядеться на него, а более, кажется, затем, чтобы остановить этот порыв и ограничиться пожатием (И. Гончаров).

[Он было бросился на шею к дяде]1, но [тот, пожимая мощной рукой его нежную юношескую руку, держал его в некотором отдалении от себя как будто для того]2, (чтобы наглядеться на него)3, а [более, кажется, затем]4, (чтобы остановить этот порыв и ограничиться пожатием)5.

ССП с подчинительной связью.

[…]1, но […]2, (чтобы…)3, а […]4, (чтобы…)5.

3. Самая природа пунктуации такова, что её нормами могут быть предусмотрены только основные, наиболее типичные языковые конструкции; во всех же случаях, которые прямо не подходят под сформулированные правила, пишущий должен самостоятельно применять последние в зависимости от того, какими ему представляются членение его текста и смысловые отношения между расчленёнными его отрезками (А. Шапиро).

[Самая природа пунктуации такова]1, (что её нормами могут быть предусмотрены только основные, наиболее типичные языковые конструкции)2; [во всех же случаях, (которые прямо не подходят под сформулированные правила)4, пишущий должен самостоятельно применять последние в зависимости от того]3, (какими ему представляются членение его текста и смысловые отношения между расчленёнными его отрезками)5.

БСП с подчинительной связью.

[… такова]1, (что…)2; […сущ., (которые…)4, … мест]3, (какими…)5.

2) Рассмотрите иллюстрацию и найдите в тексте слова, которые можно объяснить с её помощью. Определите стилистическую окраску этих слов.

Ответ 1

Обрус – архаичный полотенчатый головной убор или часть убора замужней женщины в виде полотенца, как правило белого цвета, богато украшенного вышивкой.

Инокиня – монахиня.

Слова книжного стиля.

Ответ 2

Иллюстрацию можно объяснить с помощью слов из первого отрывка.

Хоругвь – принадлежность церковных шествий: укрепленное на древке полотенце с изображением Христа, святых.

Обрус – платок, фата, полотенце.

Инокини – православная монахиня.

Все слова устаревшие, принадлежат книжному стилю.