Упр.24 Глава 4 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:

24. 1) Запишите под диктовку отрывок из повести Л. Е. Нечаева «Ожидание друга, или Признание подростка»». Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях. Обведите союзы или союзные слова, связывающие части сложных предложений. Найдите предложение с разными видами связи, составьте его схему. 2

Ответ 1

Утром я убежал на речку. Была середина августа, а солнце припекало, как на юге.

Я упал в высокую траву у самой реки, прижался лицом к земле. Лежать так и слушать тишину было истинным счастьем.

Я перевернулся на спину.

У самого глаза на травинку села лазоревая стрекоза; её тотчас согнала другая – в вишнёвом камзоле; вскоре они устроили сражение в воздухе, а их место на травинке заняла бурая невзрачная стрекоза со слюдяными прозрачными крылышками. На крылышках – золотистые следы, как будто кто-то брал стрекозу поочерёдно за каждое крылышко пальцами в золотой пыльце.

Належавшись на солнцепёке, налюбовавшись стрекозами и белым кучевым облаком, неподвижно стоявшим в бездонной сини, я встал и осторожно вошёл в реку. По забережью, в теплой воде, шныряли пугливые мальки.

Предложение с разными видами связи:

У самого глаза на травинку села лазоревая стрекоза; её тотчас согнала другая – в вишнёвом камзоле; вскоре они устроили сражение в воздухе, а их место на травинке заняла бурая невзрачная стрекоза со слюдяными прозрачными крылышками.

Ответ 2

Утром я убежал на речку. Была середина августа, а солнце припекало, как на юге. Я упал в высокую траву у самой реки, прижался лицом к земле. Лежать так и слушать тишину было истинным счастьем.

Я перевернулся на спину. У самого глаза на травинку села лазоревая стрекоза; её тотчас согнала другая — в вишнёвом камзоле; вскоре они устроили сражение в воздухе, а их место на травинке заняла бурая невзрачная стрекоза со слюдяными, прозрачными крылышками. На крылышках — золотистые следы, как будто кто-то брал стрекозу поочередно за каждое крылышко пальцами в золотой пыльце.

Належавшись на солнцепёке, налюбовавшись стрекозами и белым кучевым облаком, неподвижно стоявшим в бездонной сини, я встал и осторожно вошёл в реку. По забережью, в тёплой воде, шныряли пугливые мальки.

Предложение с разными видами связи.

[У самого глаза на травинку села лазоревая стрекоза]1; [её тотчас согнала другая — в вишнёвом камзоле]2; [вскоре они устроили сражение в воздухе]3, а [их место на травинке заняла бурая невзрачная стрекоза со слюдяными, прозрачными крылышками]4.

[…]; […]; […], а […].

2) Прочитайте продолжение текста и проведите его синтаксический анализ: укажите вид и тип каждого сложного предложения, вид простых предложений по составу основы.

Ответ 1

(1) Я сделал несколько шагов по твёрдому песчаному дну (двусост.); вскоре дно из жёлтого стало чёрным (двусост.), ступни мои погрузились в холодный пухлый ил (двусост.). – БСП с равноправными частями, с перечислительными отношениями. (2) Я вошёл в воду по шею, остановился (двусост.) – из потревоженного ступнями ила долго поднимались вдоль тела ледяные пузырьки воздуха (двусост.). – БСП с неравноправными частями, с изъяснительным значением.

(3) Я стоял, вслушиваясь в таинственные, жутковатые прикосновения пузырьков, и вспоминал мальчишечьи истории о речном существе – конском волосе (двусост.), который будто бы впивается в человека и проникает в сердце (двусост.). – СПП с придаточным определительным. (4) Забарахтаться бы изо всех сил (односост. безличн.), чтобы разогнать страх (односост. безличн.)!.. – СПП с придаточным цели. (5) Но неподвижность прибрежных трав, высокого облака и воды заколдовала меня (двусост.), и я не решился нарушить покой и тишину глупым барахтаньем и плесканьем (двусост.); тихо поплыл на середину реки, ощущая резкий контраст между верхним, прогретым слоем воды и нижним, ледяным (двусост. неполное). – СП с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной. (6) Вызванные моим движением волны колебали и рвали отражение белого облака (двусост.); однако оно, подёргиваясь, тотчас вновь соединялось (двусост.). – ССП с противительным союзом.

(7) Поплывши на боку, я заметил (двусост.), что на плечо ко мне села лазоревая стрекоза (двусост.). – СПП с придаточным изъяснительным. (8) Ещё тише, бережнее поплыл я, неся отдыхающее на мне хрупкое драгоценное создание (двусост.). – ПП. (9) Плыл, отодвигая лицом жёлтые цветы – кубышки (двусост. неполное), и хотя всё это время на лице сохранялось серьёзное и сосредоточенное выражение (двусост.), всё естество моё, радостное и невесомое, смеялось (двусост.), и душа моя ликовала (двусост.), потому что её обнимало вечное бездонное Небо (двусост.). – ССП с подчинительной связью.

(Л. Нечаев)

Ответ 2

(1) Я сделал несколько шагов по твёрдому песчаному дну; вскоре дно из жёлтого стало чёрным, ступни мои погрузились в холодный пухлый ил. (2) Я вошёл в воду по шею, остановился — из потревоженного ступнями ила долго поднимались вдоль тела ледяные пузырьки воздуха.

(3) Я стоял, вслушиваясь в таинственные, жутковатые прикосновения пузырьков, и вспоминал мальчишечьи истории о речном существе — конском волосе, который будто бы впивается в человека и проникает в сердце. (4) Забарахтаться бы изо всех сил, чтобы разогнать страх!.. (5) Но неподвижность прибрежных трав, высокого облака и воды заколдовала меня, и я не решился нарушить покой и тишину глупым барахтаньем и плесканьем; тихо поплыл на середину реки, ощущая резкий контраст между верхним, прогретым слоем воды и нижним, ледяным. (6) Вызванные моим движением волны колебали и рвали отражение белого облака; однако оно, подёргиваясь, тотчас вновь соединялось.

(7) Поплывши на боку, я заметил, что на плечо ко мне села лазоревая стрекоза. (8) Ещё тише, бережнее поплыл я, неся отдыхающее на мне хрупкое драгоценное создание. (9) Плыл, отодвигая лицом жёлтые цветы — кубышки, и хотя всё это время на лице сохранялось серьёзное и сосредоточенное выражение, всё естество моё, радостное и невесомое, смеялось, и душа моя ликовала, потому что её обнимало вечное бездонное Небо.

(Л. Нечаев)

(1). БСП с равноправными частями, с перечислительным значением.

(2). БСП с изъяснительным значением.

(3). СПП с придаточным определительным.

(4). СПП с придаточным цели.

(5). БСП с сочинительной связью.

(6). ССП с противительной связью.

(7). СПП с придаточным изъяснительным.

(8). Простое, двусоставное.

(9). Сложное предложение с разными видами связи.

3) Объясните, почему, по вашему мнению, автор использует прописную букву в слове Небо в последнем предложении.

Ответ 1

Я думаю, что автор использует прописную букву в слове Небо в последнем предложении, потому что понимает его как основу мироздания.

Ответ 2

На ум приходят два объяснения тому, что слово Небо в тексте Нечаева пишется с большой буквы. Первое: вечное бездонное Небо – как аналог слову Бог, что-то высшее и недостижимое простому человеку. Второе: повесть называется «Ожидание друга…», и может быть мальчик именно Небо считал своим другом?

4) Прочитайте цитату из учебника российского лингвиста И. Б. Голуб. Выскажите своё согласие или несогласие с этим утверждением. Используйте в качестве аргументов результаты вашего синтаксического анализа текста. Подготовьте устное выступление с вашим рассуждением на эту тему.

Употребление сложных предложений — отличительная черта книжных стилей. В разговорной речи, в особенности в её устной форме, мы используем в основном простые предложения, причём очень часто неполные (отсутствие тех или иных членов восполняется мимикой, жестами); реже употребляются сложные (преимущественно бессоюзные).

(И. Голуб)

Ответ 1

Российский лингвист И. Б. Голуб утверждает: «Употребление сложных предложений – отличительная черта книжных стилей. В разговорной речи, в особенности в её устной форме, мы используем в основном простые предложения, причём очень часто неполные (отсутствие тех или иных членов восполняется мимикой, жестами); реже употребляются сложные (преимущественно бессоюзные)». Я согласна с её точкой зрения. Широкое использование сложных предложений в книжных стилях вполне закономерно. Сложное предложение позволяет связать в единое целое большое число слов и тем самым выразить более сложную мысль: подчеркнуть важные смысловые оттенки, привести аргументы, дать подробное обоснование основных положений и т. д. Кроме того, использование союзов и союзных слов даёт возможность точно определить те смысловые отношения, которые существуют между отдельными частями развёрнутого высказывания.

В разговорной же речи люди предпочитают использовать в основном простые предложения. Спонтанность разговорной речи, её неподготовленный характер определяет употребление простых предложений, неполных конструкций. Разговорная речь не нуждается в синтаксических средствах, способных передать большой объём информации в одном предложении. К тому же человеку трудно воспринимать сложное синтаксическое целое, поэтому сложные союзные предложения кажутся неестественными в обстановке непринуждённой беседы.

Ответ 2

Ирина Борисовна Голуб утверждает: «В разговорной речи, в особенности в ее устной форме, мы используем в основном простые предложения, причем очень часто неполные.

Действительно, в разговорной речи использование простых предложений является преобладающим: они больше всего подходят для непринужденного, простого разговора. Речевой стиль – это общение в неофициальной обстановке, диалог: и простые предложения здесь просто незаменимы.

Сложные же предложения несут в себе более обширную информацию, являются составными конструкциями, поэтому чаще всего употребляются в книжных стилях: публицистическом, научном, художественном. Ярким примером является прочитанный нами отрывок из повести Нечаева: из девяти предложенных к анализу предложений, восемь – сложные. С их помощью автор передает радость и восторг героя от общения с природой.