Упр.30 Глава 4 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:

30. 1) Восстановите цитату из книги И. И. Мурзак и А. Л. Ястребова, посвящённой русской литературе XIX века. Определите в каждом предложении место вставки причастного оборота из рамки и запишите предложения, поставив знаки препинания, выделяющие причастные обороты и разделяющие части сложного предложения.

придающим жизни героев особый колорит; оплакивающие несчастье страдальцев и повергающие в осенний огонь прошлое

Ответ 1

1) Лейтмотивом произведений русской литературы, придающим жизни героев особый колорит, ненавязчивым и полузаметным знаком повседневности2 выступают растительные образы.

2) Романтические ивы и осины, оплакивающие несчастье страдальцев и повергающие в осенний огонь прошлое, чередуются с чистотой берёз; липовые аллеи благоволят тайным свиданиям, дубы используются2 как хранители тайн и показатели духовных перемен; одинокие сосны мечтают о пальмах, лирика рождает исчадие ада анчар, а розы напоминают о том, как хорошо было в юности.

Ответ 2

1. Лейтмотивом произведений русской литературы ненавязчивым и полузаметным знаком повседневности2 выступают расти

2. Романтические ивы и осины чередуются с чистотой берёз липовые аллеи благоволят тайным свиданиям дубы используются2 как хранители тайн и показатели духовных перемен одинокие сосны мечтают о пальмах лирика рождает исчадие ада анчар а розы напоминают о том как хорошо было в юности.

Лейтмотивом произведений русской литературы, придающим жизни героев особый колорит, ненавязчивым и полузаметным знаком повседневности выступают растительные образы.

Романтические ивы и осины, оплакивающие несчастье страдальцев и повергающие в осенний огонь прошлое, чередуются с чистотой берёз, липовые аллеи благоволят тайным свиданиям, дубы используются как хранители тайн и показатели духовных перемен; одинокие сосны мечтают о пальмах, лирика рождает исчадие ада анчар, а розы напоминают о том, как хорошо было в юности.

2) Среди выделенных слов найдите слово, которое имеет следующие значения. Укажите, в каком из этих значений оно употреблено в тексте.

Ответ 1

Лейтмотив – 2) Основное положение, ведущая мысль, неоднократно повторяемая, подчёркиваемая.

Ответ 2

1. Музыкальный оборот, который повторяется в музыкальном произведении для характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции. 2. Основное положение, ведущая мысль, неоднократно повторяемая, подчёркиваемая.

Эти значения имеет слово ЛЕЙТМОТИВ.

В тексте слово употреблено во втором значении: основное положение, ведущая мысль, неоднократно повторяемая, подчеркиваемая.

3) Выпишите из отрывка фразеологизм, объясните его значение.

Ответ 1

Исчадие ада – тот, кто внушает ужас, отвращение своим видом, действиями и т. п.; тот, кто постоянно проявляет свои самые плохие свойства (жестокость, злобу, коварство и т. п.).

Ответ 2

Фразеологизм в тексте: исчадие ада (устаревшее).

Так говорят о ком-нибудь, кто внушает отвращение, ужас своим видом, действиями (буквально: порождение ада).

4) Подберите цитаты из произведений русской литературы XIX века, в которых используются упомянутые в тексте растительные образы.

Ответ 1

И вся эта куча дерев, крыш, вместе с церковью, опрокинувшись верхушками вниз, отдавалась в реке, где картинно-безобразные старые ивы, одни стоя у берегов, другие совсем в воде, опустивши туда и ветви и листья, точно как бы рассматривали это изображение, которым не могли налюбоваться во всё продолженье своей многолетней жизни.

(Н. В. Гоголь «Мёртвые души»)

Его составляли небольшой, заросший с краёв прудик, сейчас же за ним крутая гора вверх, поросшая огромными старыми деревьями и кустами, часто перемешивающими свою разнообразную зелень, и перекинутая над прудом, у начала горы, старая берёза, которая, держась частью своих толстых корней в влажном береге пруда, макушкой оперлась на высокую, стройную осину и повесила кудрявые ветви над гладкой поверхностью пруда, отражавшего в себе эти висящие ветки и окружавшую зелень.

(Л. Н. Толстой «Юность»)

Как здесь свежо под липою густою –

Полдневный зной сюда не проникал,

И тысячи висящих надо мною

Качаются душистых опахал.

(А. А. Фет «Как здесь свежо под липою густою…»)

Не смейся, не дивися мне,

В недоуменье детски грубом,

Что перед этим дряхлым дубом

Я вновь стою по старине.

(А. А. Фет «Не смейся»)

Синяя струйка дыма вьется под нависшею зеленью; покосившаяся изба с лохматою крышей приютилась под стеной красных стволов; она как будто врастает в землю, между тем как стройные и гордые сосны высоко покачивают над ней своими головами.

(В. Г. Короленко «Лес шумит»)

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит – один во всей вселенной.

(А. С. Пушкин «Анчар»)

Большая терраса вела из дому в сад, перед террасой красовалась продолговатая клумба, покрытая розами...

(И. С. Тургенев «Записки охотника»)

Ответ 2

1. Огромный дом, широкий двор,

Пруд, ивами обсаженный,

Посереди двора.

Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».

2. Перед домом и за домом был сад, в котором среди облетевших, торчащих голыми сучьями осин и берез густо и темно зеленели ели, сосны и пихты.

Л. Н. Толстой «Воскресение».

3. Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

С. А. Есенин «Береза».

4. В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит — один во всей вселенной.

А. С. Пушкин «Анчар».

5. Сосны великолепные, по ним и около их по земле стелется мох, который едят олени и курят якуты в прибавок к махорке.

И. А. Гончаров «Фрегат «Паллада»».

6. В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался волною холодной,

Хранимый, под сенью зеленых листов,

От знойных лучей и летучих песков.

М. Ю. Лермонтов «Три пальмы».

7. На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берёз, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой берёзы.

Л. Н. Толстой «Война и мир».

5) Повседневности, используются.