Упр.38 Глава 4 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:

38. 1) Послушайте отрывок из статьи на лингвистическую тему. К какому стилю литературного языка вы отнесёте этот текст? Определите его тему, основную мысль.

Ответ 1

Стиль: научный.

Тема: Знаки препинания.

Основная мысль: Правила употребления точки с запятой и двоеточия.

Ответ 2

Текст статьи.

Точка с запятой, своеобразный синоним запятой и точки одновременно, противопоставлена им обеим. Значение этого знака таково: «Я закончил существенную часть своего сообщения. Вам уже есть над чем подумать. Однако я сообщил ещё не всё, читайте дальше». Но чаще точка с запятой подчёркивают самостоятельность отдельных предложений в составе сложного, помогают обратить внимание на содержание каждого из них. Точку с запятой нередко употребляют вместо запятой, если соединяемые ею части слишком распространённые, сложные по структуре.

Двоеточие ставят, если хотят сказать: «Я собираюсь пояснить сделанное сообщение». Этим объясняется и употребление двоеточия перед рядом однородных членов после обобщающего слова, в бессоюзном предложении перед второй частью, которая поясняет, дополняет первую либо указывает причину, и перед прямой речью.

Стиль: научный.

Тема текста: точка с запятой и двоеточие, как знаки препинания.

Основная мысль: точка с запятой противопоставлена по значению и запятой, и точке.

2) Послушайте текст ещё раз и напишите его сжатое изложение. Приведите примеры использования знаков препинания в тех значениях, о которых говорится в тексте; найдите примеры в упражнениях главы 4 или придумайте самостоятельно.

Ответ 1

Точка с запятой обозначает, что писатель закончил существенную часть своего сообщения, однако сообщил ещё не всё. Но чаще точка с запятой подчёркивают самостоятельность отдельных предложений в составе сложного, помогают обратить внимание на содержание каждого из них. Вот, например, как точку с запятой использовал А. С. Пушкин в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»:

Королевич зарыдал

И пошёл к пустому месту,

На прекрасную невесту

Посмотреть ещё хоть раз.

Вот идёт; и поднялась

Перед ним гора крутая;

Вкруг неё страна пустая;

Под горою тёмный вход.

Точку с запятой нередко употребляют вместо запятой, если соединяемые ею части слишком распространённые, сложные по структуре, например, в «Записках охотника» И. С. Тургенева: «Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса».

Двоеточие ставят, если хотят пояснить сделанное сообщение. Этим объясняется употребление двоеточия перед рядом однородных членов после обобщающего слова, в бессоюзном предложении перед второй частью, которая поясняет, дополняет первую либо указывает причину, и перед прямой речью: «Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь»; «Читатель извинит меня: ибо, вероятно, знает по опыту, как сродно человеку предаваться суеверию, несмотря на всевозможное презрение к предрассудкам» (А. С. Пушкин).

Ответ 2

Сжатое изложение.

Точка с запятой, своеобразный синоним запятой и точки одновременно, противопоставлена им обеим. Этот знак означает, что автор закончил существенную часть своего сообщения и слушателям уже есть над чем подумать. Но при этом сказано еще не все, надо читать дальше. Например: «По реке кружились снежные вихри; они зарождались неожиданно, словно сговорившись, бежали в одну сторону и так же неожиданно пропадали».

Чаще всего при помощи точки с запятой подчёркивают самостоятельность отдельных предложений в составе сложного. Точку с запятой нередко употребляют вместо запятой, если части слишком распространённые, сложные по структуре. Пример: «Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы».

Двоеточие ставят, если хотят сказать, что собираются пояснить сделанное сообщение: «Так было и в этом году: осень стояла холодная, голая земля промерзла и была твердая, как камень».

По этой же причине употребляют двоеточие перед рядом однородных членов после обобщающего слова, в бессоюзном предложении перед второй частью, которая поясняет, дополняет первую либо указывает причину, и перед прямой речью.