Упр.42 Глава 4 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:

42. 1) Разберите примеры в рамке и объясните, какие знаки препинания в них используются внутри и в конце предложений. Какие ещё знаки препинания могут использоваться в конце предложения? В чём особенность знака кавычки? Какие ещё двойные знаки препинания вы знаете? Найдите их в тексте из задания 2.

1. Читали ли вы роман Чернышевского «Что делать?»

2. Драматический кружок готовит к постановке пьесу «В бой!».

3. Отчего вы говорите: «Как бы не так!»?

4. С борта парохода передали по радио: «„Ленинград4* вошёл в тропики и следует дальше своим курсом».

Ответ 1

Внутри предложений используются кавычки, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, в конце предложений – точка и вопросительный знак. Ещё в конце предложения могут использоваться восклицательный знак и многоточие. В русском языке традиционно применяются французские «ёлочки», а для кавычек внутри кавычек и при письме от руки – немецкие „лапки“ в виде двух запятых, поставленных рядом. Двойные знаки препинания, кроме кавычек, – скобки.

Ответ 2

Внутри предложений используются двоеточие и открывающиеся кавычки. В конце предложений используются закрывающиеся кавычки, точка, вопросительный и восклицательный знаки.

Особенность знака «кавычки» в том, что это двойной знак: то есть, не может быть только открывающихся или только закрывающихся кавычек.

Двойные знаки препинания: внешние и внутренние кавычки (елочки и лапочки).

2) Прочитайте внимательно правило из сборника «Правила русской орфографии и пунктуации» и определите, какие знаки препинания пропущены в этом тексте. Затем проанализируйте правила употребления кавычек в предложениях и подберите подходящие примеры из рамки. Допишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания и примеры.

Если перед закрывающими кавычками стоит знак вопросительный, или восклицательный или многоточие, то те же самые знаки не повторяются после кавычек; неодинаковые же знаки если они требуются в силу характера соответствующих частей текста могут ставиться перед закрывающими кавычками и после них например: ...

Ответ 1

Если перед закрывающими кавычками стоит знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, то те же самые знаки не повторяются после кавычек; неодинаковые же знаки, если они требуются в силу характера соответствующих частей текста, могут ставиться перед закрывающими кавычками и после них, например: Читали ли вы роман Чернышевского «Что делать?» Но: Драматический кружок готовит к постановке пьесу «В бой!». Отчего вы говорите: «Как бы не так!»?

Если в начале или в конце цитаты (то же относится к прямой речи) встречаются внешние и внутренние кавычки, то они должны различаться между собой рисунком (так называемые «ёлочки» и „лапочки“), причём внешние кавычки не должны опускаться, например: С борта парохода передали по радио: «„Ленинград“ вошёл в тропики и следует дальше своим курсом».

Ответ 2

Если в начале или в конце цитаты (то же относится к прямой речи) встречаются внешние и внутренние кавычки то они должны различаться между собой рисунком (так называемые «ёлочки» и „лапоч-ки“) причём внешние кавычки не должны опускаться, например: ...

Если перед закрывающими кавычками стоит знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, то те же самые знаки не повторяются после кавычек; неодинаковые же знаки, если они требуются в силу характера соответствующих частей текста, могут ставиться перед закрывающими кавычками и после них, например: Отчего вы говорите: «Как бы не так!»?

Если в начале или в конце цитаты (то же относится к прямой речи) встречаются внешние и внутренние кавычки, то они должны различаться между собой рисунком (так называемые «ёлочки» и „лапочки“), причём внешние кавычки не должны опускаться, например: С борта парохода передали по радио: «„Ленинград“» вошёл в тропики и следует дальше своим курсом».