Упр.55 Глава 4 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:

55. 1) Вспомните, что такое норма, и приведите примеры произносительной, лексической, морфологической и синтаксической норм литературного языка.

Ответ 1

Языковые нормы – это совокупность правил использования языка во всех сферах его употребления.

Произносительные нормы – это нормы произношения современного русского языка, которые регулируют постановку ударения в слове и его формах, а также произношение отдельных звуков или сочетаний, например, произношение твёрдого согласного перед буквой е в иноязычных словах (ателье, бандероль, детектив и т. д.), или правильная постановка ударения (звонить – звонит, звонишь; избаловать – избалую, избалуешь и т. д.).

Лексические нормы – это нормы, регулирующие выбор слов и устойчивых выражений, обусловленный целью и условиями общения, например: Тебе надлежит прибрать раскиданные игрушки! – книжное слово в разговорной речи.

Морфологические нормы – это совокупность правил формообразования слов различных частей речи, например, сложная форма сравнительный степени правильно образуется сочетанием слов «более/менее» и начальной формы прилагательного: мудрый – более мудрый, а не более мудрее.

Синтаксические нормы – нормы построения словосочетаний и предложений, например: согласно синтаксической норме русского языка существительные заведующий, управляющий и командующий требуют от зависимого слова грамматической формы Т. п.: заведующий (чем?) аптекой, а не заведующий (чего?) аптеки.

Ответ 2

Языковая норма – исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период.

Произносительная норма: правила произношения гласных, правила произношения согласных (оглушение и уподобление); произношение заимствованных слов; постановка ударения.

Лексическая норма: правила использования слов в речи в соответствии с их лексическим значением и с учетом их лексической сочетаемости и стилистической окраски (например, чтобы не было тавтологии).

Морфологические нормы: правила образования грамматических форм различных частей речи.

Синтаксические нормы: правила построения словосочетаний и предложений (например, сказуемое должно сочетаться с подлежащим).

2) Прочитайте текст и прокомментируйте приведённые в нём примеры.

Норма — категория историческая: она подвержена изменениям, потому что язык, как явление социальное, постоянно развивается вместе с обществом.

Такая подвижность языковой нормы иногда приводит к тому, что для одного и того же языкового явления в определённый период существует несколько способов выражения. Постепенно складывается ситуация, когда прежняя норма ещё не утрачена, но уже возникает новая: двоякое ударение в словах кулинария, творог; возможные формы типа много народу — много народа, чашка чаю — чашка чая и тому подобные.

Существующие одновременно варианты не разрушают норму, а делают её инструментом отбора языковых средств в зависимости от речевой ситуации. При этом употребление некоторых вариантов воспринимается как отклонение от нормы, и они маркируются как неправильные, нелитературные (звонит, махаю); для других вариантов могут различаться сферы употребления: чашка чая (нейтр.) — чашка чаю (разг.).

Ответ 1

Приведённые примеры показывают вариативность языковой нормы, допустимые и неправильные варианты употребления слов.

Ответ 2

Подвижность языковой нормы приводит к тому, что для одного и того же явления существует несколько способов выражения. Например: двоякое ударение в словах (творог, кулинария), возможные формы типа «чашка чая – чашка чаю».

Для некоторых слов возможен только один вариант употребления, другие воспринимаются как отклонения от нормы, считаются неправильными, не литературными.

3) Приведите свои примеры: а) отклонений от литературной нормы, которые вы не употребляете как ненормированные, неправильные; б) стилистически окрашенных вариантов.

Ответ 1

а) примеры отклонений от литературной нормы: щас, тыща, звонит, ложит, брала, каталог;

б) примеры стилистически окрашенных вариантов: реветь (разг.) – плакать (нейтр.), башка (разг.) – голова (нейтр.).

Ответ 2

а) Отклонения от литературной нормы: начать; звонит.

б) Стилистически окрашенные варианты: баба, жрать, замочить (побить, убить).

4) Найдите в тексте сложные предложения, определите, какие виды связи частей в них употребляются.

Ответ 1

Норма – категория историческая: она подвержена изменениям, потому что язык, как явление социальное, постоянно развивается вместе с обществом. – Бессоюзная и подчинительная связь.

Такая подвижность языковой нормы иногда приводит к тому, что для одного и того же языкового явления в определённый период существует несколько способов выражения. – Подчинительная связь.

Постепенно складывается ситуация, когда прежняя норма ещё не утрачена, но уже возникает новая: двоякое ударение в словах кулинария, творог; возможные формы типа много народу – много народа, чашка чаю – чашка чая и тому подобные. – Бессоюзная и подчинительная связь. – Подчинительная, сочинительная и бессоюзная связь.

При этом употребление некоторых вариантов воспринимается как отклонение от нормы, и они маркируются как неправильные, нелитературные (звонит, махаю), для других вариантов могут различаться сферы употребления: чашка чая (нейтр.) — чашка чаю (разг.). – Сочинительная и бессоюзная связь.

Ответ 2

Норма — категория историческая: она подвержена изменениям, потому что язык, как явление социальное, постоянно развивается вместе с обществом.

Бессоюзная и подчинительная связь.

Такая подвижность языковой нормы иногда приводит к тому, что для одного и того же языкового явления в определённый период существует несколько способов выражения.

Подчинительная связь.

Постепенно складывается ситуация, когда прежняя норма ещё не утрачена, но уже возникает новая: двоякое ударение в словах кулинария, творог; возможные формы типа много народу — много народа, чашка чаю — чашка чая и тому подобные.

Подчинительная, сочинительная, бессоюзная связь.

При этом употребление некоторых вариантов воспринимается как отклонение от нормы, и они маркируются как неправильные, нелитературные (звонит, махаю); для других вариантов могут различаться сферы употребления: чашка чая (нейтр.) — чашка чаю (разг.).

Сочинительная, бессоюзная связь.