Упр.57 Глава 4 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:

57. 1) Вспомните, что такое омонимы и чем они отличаются от многозначных слов. Как различить омоформы и омографы? Какова роль синонимов и антонимов в речи?

Ответ 1

Отличие многозначных слов от омонимов состоит в том, что многозначные слова имеют несколько лексических значений, связанных по смыслу, а омонимы – это разные слова, совпадающие по звучанию и написанию, но не имеющие ничего общего в семантическом плане.

Омоформы – слова, которые звучат одинаково только в отдельных формах (стих (стихотворение) – существительное; стих (ветер) – глагол; стекла (стекло в Р. п.) – существительное; стекла (вода) – глагол).

Омографы – слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (мука – мука).

Употребление синонимов и антонимов делают речь более яркой и насыщенной. Синонимы помогают избежать повторений, передают речевые оттенки предмета повествования, окрашивая текст образами. Антонимы передают контраст в повествовании.

Ответ 2

Омонимы – это слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но разное значение.

Многозначные слова – это слова, имеющие два и более лексических значений.

Отличие многозначных слов от омонимов в том, что у первых есть несколько лексических значений, которые связаны по смыслу, а омонимы — это разные слова, которые совпадают по звучанию и написанию, но не имеют ничего общего по смыслу.

Омоформы – слова, звучание которых в отдельных формах совпадает.

Омографы – это слова, которые совпадают по написанию, но различаются по произношению.

Синонимы – слова, совпадающие или близкие по значению.

Антонимы – слова, противоположные по значению.

Синонимы и антонимы делают речь более красноречивой. Они помогают отразить весь спектр эмоций, более точно определить суть и расставить акценты. Эти слова крайне важны, поскольку они делают словарный запас отдельного человека богаче.

2) Послушайте текст и перечислите средства выразительности речи, о которых в нём говорится.

Ответ 1

Средства выразительности речи: многозначные слова, каламбур, парономазия, омонимы, омоформы, омографы, антонимы, контекстуальные антонимы, синонимы.

Ответ 2

Прослушанный текст.

Многозначность слова используется в речи для создания каламбуров. Каламбур — это игра слов, целью которой является сознательная двусмысленность высказывания для создания комического эффекта. Каламбур может строиться на использовании многозначности слов, на обыгрывании прямого и переносного значения слова в одном высказывании. Второй по употребительности вид каламбура — обыгрывание сходства в звучании разнокорневых слов или словосочетаний, так называемая парономазия. Для создания каламбуров используются также омонимы — слова с одинаковыми корнями, имеющими разное значение, омоформы (совпадающие формы разнокорневых слов) и омографы (слова с совпадающим написанием и разным звучанием).

Антонимы в речи используются в основном как средство создания контраста. Для художественной литературы особенно важны контекстуальные антонимы: они расширяют круг возможностей использования лексики.

Синонимы окрашивают речь стилистически, делают её более разнообразной, богатой.

В тексте говорится о таких средствах выразительности, как многозначные слова с прямым и переносным значением, парономазия, омонимы, омоформы, омографы, антонимы (в том числе контекстуальные), синонимы, каламбур.

3) Определите, какие средства выразительности используются в этих текстах. Объясните на этих примерах, что такое каламбур, и назовите разные способы создания комического эффекта.

1. Поэт — издалека заводит речь.

Поэта — далеко заводит речь.

(М. Цветаева)

2. Не оттого ли стал он заноситься,

От спеси нос задрав на метр,

Что в списки мэтров начал заноситься,

Хоть видно за версту, что он не мэтр.

(Я. Козловский)

3. Область рифм — моя стихия,

И легко пишу стихи я;

Без раздумья, без отсрочки

Я бегу к строке от строчки,

Даже к финским скалам бурым

Обращаясь с каламбуром.

(Д. Минаев)

4. Такт необходим не только в музыке.

(Э. Кроткий)

5. Ноздрёв был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории (11. Гоголь).

Ответ 1

Каламбур – игра слов, основанная на использовании слов, сходных по звучанию, но разных по значению или на использовании разных значений одного и того же слова.

Определите, какие средства выразительности используются в этих текстах. Объясните на этих примерах, что такое каламбур, и назовите разные способы создания комического эффекта.

1) Поэт – издалека заводит речь.

Поэта – далеко заводит речь.

(М. Цветаева) – многозначное слово в разных значениях

2) Не оттого ли стал он заноситься,

От спеси нос задрав на метр,

Что в списки мэтров начал заноситься,

Хоть видно за версту, что он не мэтр.

(Я. Козловский) – многозначное слово в разных значениях и омографы

3) Область рифм – моя стихия,

И легко пишу стихи я;

Без раздумья, без отсрочки

Я бегу к строке от строчки,

Далее к финским скалам бурым

Обращаясь с каламбуром.

(Д. Минаев) – каламбур

4) Такт необходим не только в музыке.

(Э. Кроткий) – омоним

5) Ноздрёв был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории (Н. Гоголь). – каламбур

Ответ 2

Каламбур — литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов, или словосочетаний, сходных по звучанию. В каламбуре либо два рядом стоящих слова при произношении дают третье, либо одно из слов имеет омоним или многозначно. Эффект каламбура, обычно комический (юмористический), заключается в контрасте между смыслом одинаково звучащих слов.

Средства выразительности в приведенных текстах.

1. Обыгрывание прямого и переносного значения слова «заводить».

2. Омографы.

3. Парономазия.

4. Омоним.

5. Паронимия.

4) Попробуйте составить собственные каламбуры, основанные на многозначности слов, омонимии и паронимии.

Ответ 1

Осёл совсем не понимал тех, кто считал, что пони мал.

Товарищу товар ищу.

Пока лечили, покалечили.

Ответ 2

1. Омоформы.

Восход отцвел и облачные дали,

Вдруг, стали ярче, голубей,

Когда цветы и травы увидали

В пути двух нежных голубей.

2. Омофоны.

Это знает даже ЗЕБРА

И любой бродячий кот:

Если на дороге «ЗЕБРА»,

Это значит – переход!

3. Паронимия.

И прежний сняв венок, — они венец терновый,

Увитый лаврами, надели на него.

4. Лексические антонимы.

Длинный сарафан для Маши,

Чтоб была всех в мире краше.

А короткий – для Аленки,

Маленькой ее сестренки.

5) Найдите в стихотворных отрывках антитезы, построенные на использовании антонимов, определите, какие из них являются обычными лексическими антонимами, а какие — контекстуальными.

Я наживляю мой крючок

Трепещущей звездой.

Луна — мой белый поплавок

Над чёрною водой.

(В. Ходасевич)

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой.

(А. Пушкин)

Ответ 1

Я наживляю мой крючок

Трепещущей звездой.

Луна – мой белый поплавок

Над чёрною водой.

(В. Ходасевич) – лексические антонимы

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой.

(А. Пушкин) – контекстуальные (волна – камень) и лексические антонимы (стихи – проза, лёд – пламень)

Ответ 2

Лексическая антитеза: стихи и проза, лед и пламень, белый и черный.

Контекстуальная антитеза: волна и камень, крючок и поплавок.

6) Найдите синонимы в данных примерах, определите их роль в тексте.

1. Ни жеманности, ни кокетства, никакой лести, никакой мишуры, ни умысла!.. Зато, глядя на неё, самые любезные из молодых людей были неразговорчивы, не зная, что и как сказать ей (И. Гончаров). 2. Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе (И. Гончаров). 3. Благоразумный и рассудительный, но всегда строгий к себе и честный Павлин, не будучи способен ни к какому коварству и предательству, не подозревал его и в других (Н. Лесков).

Ответ 1

1) Ни жеманности, ни кокетства, никакой лести, никакой мишуры, ни умысла!.. Зато, глядя на неё, самые любезные из молодых людей были неразговорчивы, не зная, что и как сказать ей (И. Гончаров).

2) Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе (И. Гончаров).

3) Благоразумный и рассудительный, но всегда строгий к себе и честный Павлин, не будучи способен ни к какому коварству и предательству, не подозревал его и в других (И. Лесков).

Синонимы позволяют разнообразить речь, подчёркивают тонкое различие оттенка смысла, дают более точное название близких, но всё же различающихся предметов, их свойств и действий.

Ответ 2

1. Жеманности, кокетства, лести, мишуры, умысла – синонимы создают образ героини.

2. Загадочному, таинственному – придают высказыванию выразительность.

3. Благоразумный и рассудительный, строгий и честный, коварство и предательство – создают образ героя.