Упр.58 Глава 4 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:

58. 1) Вспомните определение морфемы, приведите примеры морфем. Послушайте текст и расскажите, как морфемы участвуют в создании выразительности речи.

Ответ 1

Морфема – это минимальная значимая неделимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание, постфикс.

Повтор морфем повышает выразительность текста. Повтор корневых морфем может выражаться в повторе одних и тех же слов, или в увеличении количества родственных слов, или в сочетании обоих вариантов. В любом случае повтор корневых морфем усиливает звучание слов, важных для раскрытия смысла художественного произведения.

В поэтических художественных произведениях обычно наблюдается повтор суффиксов или суффиксов и окончаний вместе. Повтор некорневых морфем в конце стиха служит образованию рифмы.

Ответ 2

Прослушанный текст.

Повтор морфем (как и повтор звуков) повышает выразительность художественного или публицистического текста. Повтор корневых морфем может выражаться в повторе одних и тех же слов, или в увеличении количества родственных слов, или в сочетании обоих вариантов. В любом случае повтор корневых морфем усиливает звучание слов, важных для раскрытия смысла художественного произведения.

Что касается некорневых морфем, в поэтических художественных произведениях обычно наблюдается повтор суффиксов или суффиксов и окончаний вместе. Повтор некорневых морфем в конце стиха служит образованию рифмы.

Морфемы – минимальная значимая часть слова: приставка, корень, суффикс.

2) Прочитайте тексты и объясните на их примере, как повтор морфем в тексте может превратиться из речевого недостатка в выразительное средство. Какие лексические средства выразительности используются в отрывке 2?

1. Я жить хочу совсем не так, как все,

Живущие, как белка в колесе,

Ведущие свой рабский хоровод,

Боящиеся в бурях хора вод...

...Я жить хочу, как подобает жить

Тому, кто в мире может ворожить

Сплетеньем новым вечно старых нот.

Я жить хочу, как жизнь сама живёт.

(И. Северянин)

Ответ 1

Повтор корневых морфем в родственных словах живущие, жить, жизнь, живёт указывает на то, что эти слова важны для поэта, в них он вкладывает особый смысл своего стихотворения

Ответ 2

Повтор корневых морфем в этом стихотворении Игоря Северянина усиливает звучание слов, важных для раскрытия смысла художественного произведения: живущие, жить, жизнь, живет.

Повтор некорневых морфем (суффикс причастий ЯЩ/УЩ) усиливает впечатление от лирического произведения.

2. Жило-было Чудище,

Юное страшилище.

Росту — непомерного,

Непомерной силищи.

Жило припеваючи

В преогромной ямище

У своих, у любящих

Папищи и мамищи.

Бегало на гульбища,

Сходбища и сборища.

Обожало зрелища,

В частности — позорища.

И — как это свойственно

Кой-каким сокровищам —

Обещало вырасти

Форменным Чудовищем...

(Б. Заходер)

Ответ 1

Повтор некорневых морфем. Суффикс -ищ-, образующий существительные с увеличительным значением, помогает выразить отношение автора к предмету, придаёт словам экспрессивную окраску, а также служит образованию рифмы.

Ответ 2

В этом стихотворении Бориса Заходера в качестве выразительного средства используется повтор суффикса ИЩ увеличительного значения. Слова, образованные подобным образом, становятся веселыми и необычными, а само стихотворение смешным и поучительным.