Упр.150 Часть 1 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 10 класс, Русское слово:

150. Прочитайте отрывок из рассказа «Осенью». Выпишите слова с пропущенными буквами. Сформулируйте правила написания этих слов.

Лош..ди ост..новились.

И тотчас же ровный и вел..чавый ропот, в котором чу..ствовалась огромная тяжесть воды, и беспорядочный гул д..ревьев в беспокойно др..мавших садах стали слышнее, и мы быстро пошли по листьям и лужам, по какой-то высокой ал..ее, к обрывам.

Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, т..ряющееся в пространстве, оно л..жало глубоко внизу. Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выр..ставшего на ск..листом прибрежье. Чу..ствовалось, что в этом безлюдном месте влас..но царит теперь ночь поз..ней осени, и старый сад, забитый на зиму дом и раскрытые б..седки были жутки своей заброшенностью. Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой свежестью. Потом, скользя по мокрым глинистым тр..пинкам и остаткам д..ревянных лес..ниц, мы стали спускаться вниз, к сверкающему пеной прибою. Ступив на гравий, мы тотчас же отск..чили в сторону от волны, разбившейся о камни. Высились и гудели чёрные тополи, а под ними, как бы в ответ им, жадным и бешеным прибоем играло море. Высокие, долетающие до нас волны с грохотом пушечных выстрелов рушились на берег, крутились и сверкали целыми в..допадами снежной пены, рыли песок и камни и, убегая назад, увл..кали спутанные водор..сли, ил и гравий, который гремел и скр..жетал в их влажном шуме.

Безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Чтобы правильно написать безударные гласные в корне, следует подыскать проверочное слово, в котором сомнительный гласный окажется в ударной позиции. В некоторых случаях безударные гласные невозможно проверить ударением, даже если подобрать однокоренное слово. Такие слова являются словарными.

Чередование корней –раст- (-ращ-)/-рос-. В словах с чередующими корнями –-раст- (-ращ-)/-рос- перед согласным щ, а также сочетанием ст пишется гласный а. Во всех остальных случаях пишется гласный о.

Непроизносимые согласные в корне. Для того, чтобы проверить непроизносимый согласный в корне слова требуется подобрать родственное слово, в котором проверяемый согласный стоял бы перед гласным или непарный согласный сонорный звук (т.е. такие слова, в которых непроизносимый согласный четко бы слышался).

Чередующиеся корни –скоч-/-скак-. В корнях –скак-/-скоч- перед согласным к пишется гласный а. Перед согласным ч в безударных корнях пишется гласный о.

1. Выпишите предложение, в котором заключается основная мысль текста.

«Чувствовалось, что в этом безлюдном месте властно царит теперь ночь поздней осени, и старый сад, забитый на зиму дом и раскрытые беседки были жутки своей заброшенностью».

2. Какие изобразительно-выразительные языковые средства использует писатель, рисуя картину моря во время шторма? Запишите слова и словосочетания, которые описывают это природное явление. Какими частями речи они являются?

Изобразительно-выразительные средства:

- эпитеты (тревожной, сонной, беспорядочный, сверкающему, бешеным);

- сравнения (мрачным островом; с грохотом пушечных выстрелов);

- олицетворения (море гудело; высились и гудели тополя).

Слова, описывающие шторм: море грозно гудело; огромное, теряющееся в пространстве; беспорядочный гул, влажный ветер; сверкающий пеной прибой; жадным и бешеным прибоем играло море; высокие волны; гремел и скрежетал.

Преимущественно данные слова являются прилагательными, что связано с тем, что для более яркого описания автором используются эпитеты. Встречаются словосочетания, включающие существительные и глаголы, а также наречия.