Упр.52 Часть 1 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)


Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 10 класс, Русское слово:

52. Внимательно прочитайте отрывок из книги И.А. Уразова «Почему мы так говорим». Определите его основную мысль. Выделите микротемы. Докажите, что текст относится к научно-популярному стилю речи.

Антенна

Новые слова для новых вещей и явлений не создаются из ничего. Очень часто для них пользуются старыми словами (в науке главным образом древнегреческими и латинскими), придавая им новый смысл.

Так, например, слово «резина» существовало задолго до того, как мы узнали о каучуконосах и научились пользоваться их соком. «Резина» по-гречески и по-латыни значило просто «смола, камедь», а сейчас у нас означает не смолу вообще, а только определённого рода.

То же произошло и со словом «антенна».

Первая приёмная антенна была сделана в 1895 году изобретателем радио русским учёным А.С. Поповым. Слову этому более двух тысяч лет. Но значение его раньше было другим.

Ещё до рождения радио зоологи называли антеннами чувствительные усики у членистоногих. Но первоначально «антенна» была термином римского морского флота. Многовёсельные суда, достигавшие громадных размеров (были суда с двенадцатью и более рядами вёсел и со многими сотнями и даже тысячами гребцов), всё же снабжались и мачтой.

Реи этой мачты, забравшись на которые обнаруживали приближение противника, и назывались антеннами.

[/] Ответьте письменно на вопрос, как развитие науки и техники влияет на изменение словарного состава русского языка.

Основная мысль текста: для обозначения новых явлений в науке и технике часто пользуются старыми (зачастую заимствованными) словами, придавая им новый смысл.

Микротемы:

1. Для новых вещей часто используются старые слова.

2. Лексическое значение слова «резина» с течением времени поменялось.

3. Первоначально словом «антенна» обозначали чувствительные усики у членистоногих, а также морских термином.

Текст относится к научно-популярному стилю. В нём присутствуют термины (каучуконосы, антенна, зоологи, членистоногие). Слова в тексте преимущественно однозначные. Текст логически построен, нет резкого перехода от одной темы к другой. Также тексту присуща абстрактность и объективность. Текст написан в доступной форме для широкого круга читателей (т.е. значение непонятных терминов объясняется доступным языком и с доступными примерами).

С появлением новых научных открытий и технических средств языку требуется какое-либо название. Как правило, названием является калька этого явления с языка той страны, где произошло открытие. (например, Интернет, айфон, мессенджер, менеджер). Таким образом, происходит наполнение языка новыми словами, а также производными от этих слов (компьютер - компьютерный).