Упр.229 Часть 2 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)


Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:

229. Прочитайте отрывок из повести К.Г. Паустовского «Золотая роза». Сформулируйте его главную мысль. Укажите количество микротем, объясните абзацное членение. Перечислите основные средства создания выразительности в этом тексте.

В заре, в рассвете, есть что-то девическое, целомудренное. На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет тёплым парным молоком. И поют в туманах за околицами пастушьи жалейки.

Светает быстро. В тёплом доме тишина, сумрак. Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и брёвна загораются, как слоистый янтарь. Восходит солнце.

Осенние зори иные — хмурые, медленные. Дню неохота просыпаться: всё равно не отогреешь озябшую землю и не вернёшь убывающий солнечный свет.

Всё никнет, только человек не сдаётся. С рассвета уж горят печи в избах, дым мотается над сёлами и стелется по земле. А потом, глядишь, и ранний дождь забарабанил по запотевшим стёклам.

Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. Мы часто путаем два понятия — закат солнца и вечернюю зарю.

Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли. Тогда она овладевает меркнущим небом, разливает по нему множество красок — от червонного золота до бирюзы — и медленно переходит в поздние сумерки и в ночь.

Главная мысль текста: заря – особое время суток, она зависит как времени года, так и от времени суток.

Микротемы:

1. Заря похожа на целомудренную девушку;

2. Восход солнца;

3. Осенняя заря;

4. Вечерняя и утренняя заря;

5. Вечерняя заря.

Практически каждый абзац посвящен отдельной микротеме, за исключением микротемы «осенняя заря» - ей посвящено два абзаца. В каждом абзаце автор выделяет основные моменты, относящиеся к раскрываемой теме. Следующий абзац знаменует переход к следующей теме. Абзацное членение, представленное в данном тексте, является авторским.

Средства выразительности:

- эпитеты (девическое, целомудренное, тёплым, оранжевого, хмурые, медленные, озябшую, запотевшим, ранний, меркнущим);

- сравнения (как слоистый янтарь; от червонного золота до бирюзы);

- олицетворения (пастушьи жалейки поют; квадраты света ложатся; восходит солнце; дню неохота просыпаться; солнце зайдет);

- метафоры (брёвна загораются)