Упр.73 Часть 2 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:

73. Прочитайте отрывок из рассказа И.А. Бунина «Перевал». Озаглавьте его. Определите тип текста. Проведите пунктуационный анализ.

Ночь давно, а я всё ещё бреду по горам к перевалу, бреду под ветром, среди холодного тумана...

Ещё можно было различить огоньки в темнеющей долине далеко внизу, на прибрежье тесного залива, который, уходя к востоку, всё расширялся и, поднимаясь туманно-голубой стеной, обнимал полнеба.

Впереди смутно чернеют какие-то тёмные холмы, похожие на спящих медведей. Я пробираюсь по ним, с одного камня на другой. Лошадь, срываясь и лязгая подковами по мокрым голышам, с трудом влезает за мною.

Погас последний огонёк в глубоких долинах, и седой туман воцаряется над ними, зная, что пришёл его час, долгий час, когда кажется, что всё вымерло на земле и уже никогда не настанет утро, а будут только возрастать туманы, окутывая величавые в своей полночной страже горы.

Закрываясь от ветра, я поворачиваюсь к лошади. Единственное живое существо, оставшееся со мною! Мокрая, озябшая, сгорбившись под высоким седлом, она стоит, покорно опустив голову с прижатыми ушами...

Вот наконец и перевал. Спотыкаясь, я бреду как во сне. До утра далеко. Целую ночь придётся спускаться к долинам и только на заре удастся, может быть, уснуть где-нибудь мёртвым сном, сжаться и чувствовать только одно — сладость тепла после холода.

Можно ли на основе данного отрывка определить мироощущение героя и философский замысел автора?

Тип речи – описание. Лирический герой описывает свое ночное путешествие. В тексте присутствуют лексико-художественные средства языка, характерные для описательного типа речи:

- эпитеты (темнеющей, туманно-голубой стеной; мокрая, озябшая)

- однородные члены предложения (срываясь и лязгая; сжаться и чувствовать)

- лексический повтор (еще бреду по горам – бреду под ветром);

- сравнительные обороты (холмы, похожие на спящих медведей);

- причастные и деепричастные обороты (уходя к востоку; срываясь и лязгая подковами по мокрым голышам; оставшееся со мной).

Данный отрывок, через описание природы демонстрирует нам внутреннее ощущение лирического героя. Через описание полной тьмы в горах - особенно значимым здесь эпизод с последним погасшим огоньком вдали - автор показывает потерянность и опустошённость главного героя, потерю всех его надежд на спасение.

Для того, чтобы определить философский замысел автора, отрывок слишком небольшой и не содержит каких-либо точных или смутных указаний на него. Однако, если посмотреть на то, что состояние лирического героя выражается через описывание природы, можно предположить, что основной целью автор ставил гармоничное сосуществование человека и природы.