Упр.132 Часть 1 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 10 класс, Русское слово:

132. 1. Обобщите сведения о написании чередующихся гласных в корне слова. По каким признакам в учебнике объединены правила написания корней? Составьте тезисный план, опираясь на материалы параграфа учебника. Подберите с помощью интернет-ресурсов иллюстративный материал (таблицы, схемы), наглядно демонстрирующий изучаемое правило.

2. Проектное задание. Используя тезисный план, примеры из упражнений, таблицу «Написание чередующихся гласных в корне, зависящее от ударения» (упр. 129) и самостоятельно подобранный иллюстративный материал (задание 1), подготовьте развёрнутое сообщение о правописании слов с чередующимися гласными в корне и сопроводите его презентацией. Постарайтесь сделать её не только информативной, но и занимательной.

Вариант ответа 1

Тезисный план:

1. Типы чередующихся гласных в корне.

2. Корни, в которых чередование зависит от наличия суффикса за корнем.

3. Корни, в которых чередование зависит от ударения.

4. Корни, в которых чередование зависит от согласного, следующего за гласным.

5. Корни, в которых чередование зависит от значения корня.

Правописание гласных в корнях с чередованием зависит от нескольких факторов: 1) от наличия или отсутствия суффикса -а-, стоящего за корнем; 2) от того, ударным или безударным является корень; 3) от того, на какой согласный (или сочетание согласных) оканчивается корень; 4) от того, какое значение имеет корень.

Самой большой группой корней с чередующимися гласными являются корни, в которых правописание гласной зависит от суффикса. В следующих корнях: -бир-/-бер-, -блист-/-блест-, -дир-/-дер-, -жиг-/-жег-, -мир-/-мер-, -пир-/-пер-, -стил-/-стел-, -тир-/-тер-, -чит-/-чет-, а (я)/им, а (я)/ин, -кос-/-кас- - в корне пишется гласная а (-кос-/-кас-; а (я)/им/ин) или гласная и (все остальные корни), если за корнем стоит суффикс -а-. Например: касался - коснулся, снять - снимать, блестеть - блистать, считать - счёт.

Другой группой корней являются чередующиеся корни, в которых правописание гласной зависит от ударения. В корнях -гор-/-гар- в ударной позиции пишется гласный а, в безударной – о (гор?еть - г?арь); в корнях -зар-/-зор- в безударной позиции пишется гласный а, в ударной возможны оба варианта, в зависимости от произношения (зар?я - з?орька - з?арево); в корнях с чередованием -клан-/-клон-, а также -твар-/-твор- в безударном положении пишется о, в ударном возможны оба варианта, в зависимости от произношения (наклон?ился - кл?онится - кл?аняться; твор?ить - тв?орческий - тв?арь), исключением в данном правиле является слово «утварь». В корнях с чередованием -плав-/-плов-/-плыв- всегда пишется гласный а, за исключением слов: пловец, пловчиха (в обоих всегда гласная о), а также глагола «плыть» и его производных, в которых всегда пишется гласная ы в соответствии с произношением.

В третьей группе правописание гласной в корне зависит от согласного на корне корня. В чередующихся корнях -лаг-/-лож- перед согласным г всегда пишется гласная а, перед согласным ж - гласная о (положить - полагаться). В корнях -раст-/-ращ-/-рос- перед сочетанием согласных ст, а также перед согласным щ пишется гласный а (расти - выращенный - поросль). Исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль. В чередующихся корнях -скоч-/-скак- перед согласным ч пишется гласная о (за исключением слов «скачок» и «скачу»), а перед согласным к - гласная а (скакать - наскочить).

Последнюю группу чередующихся корней представляют корни, в которых правописание гласной зависит от лексического значения корня. Корни -мак-/-мок- имеет следующие значения: корень -мак- имеет значение «погрузить в жидкость» (обмакнуть в воде), корень -мок- несёт значение «пропустить влагу» (намокнуть под дождём). Значения корней -равн-/-ровн-: корень -равн- имеет значение «одинаковый» (уравнять (кого-то с кем-то)), корень -ровн- имеет значение «прямой, гладкий» (ровная (дорога)).

Вариант ответа 2

Тезисный план:

1. Введение: Значение правильного правописания в русском языке.

2. Понятие чередования гласных в корне слова.

3. Правила правописания слов с чередующимися гласными в корне.

4. Примеры слов с чередующимися гласными и их правописание.

5. Значение правильного правописания для понимания и грамотности.

Правильное правописание играет важную роль в русском языке. Оно не только облегчает чтение и понимание текста, но и является основой грамотности и языковой культуры. Одной из групп слов, требующих особого внимания при правописании, являются слова с чередующимися гласными в корне.

Чередование гласных в корне слова – это особенность русского языка, при которой гласные звуки в корне слова могут меняться в различных словоформах. Это явление связано с грамматическими и морфологическими особенностями русского языка.

Для правильного правописания слов с чередующимися гласными в корне следует придерживаться определенных правил. Одно из основных правил – сохранение ударения на одной и той же гласной во всех словоформах. Например, в слове "писАть" ударение падает на гласную "а", и это ударение сохраняется во всех словоформах: пишу, пишешь, пишет и т.д.

Существует множество слов, в которых наблюдается чередование гласных в корне. Например, слово "любить" имеет такие словоформы, как люблю, любишь, любит и т.д. Слово "родить" образует формы рожу, родишь, родит и т.п. В этих примерах ударение падает на гласную "у" и сохраняется во всех словоформах.

Правильное правописание слов с чередующимися гласными в корне не только облегчает чтение и понимание текста, но и способствует развитию грамотности. Когда мы правильно пишем и понимаем слова, мы выражаем свои мысли более точно и четко. Кроме того, правильное правописание помогает строить грамматически правильные предложения и улучшает качество нашей речи.

Правописание слов с чередующимися гласными в корне является важным аспектом русской орфографии. Правильное и последовательное применение правил позволяет нам четко и точно выражать свои мысли на письме, способствует грамотности и языковой культуре. Правописание слов с чередующимися гласными требует внимания и практики, но прилагаемые усилия стоят того, чтобы наша речь была более грамотной и понятной.

Вариант ответа 3

Тезисный план:

1. Введение

2. Определение чередования гласных в корне слова

3. Правила правописания слов с чередующимися гласными

4. Примеры слов с чередующимися гласными и их правильное написание

5. Заключение

Правописание слов с чередующимися гласными является одним из сложных аспектов русской орфографии. Оно требует внимательности и знания определенных правил, чтобы избежать ошибок и написать слова правильно. Давайте рассмотрим эти правила и примеры слов, в которых гласные чередуются в корне.

Чередование гласных в корне слова означает, что при изменении словоформы гласные звуки в корне могут меняться. Например, в слове "писать" гласные "и" и "а" чередуются в различных формах: пишу, пишешь, написал. Это чередование гласных происходит по определенным правилам.

1. Правило ударения: гласная буква, на которую падает ударение, сохраняется во всех формах слова. Например, в слове "читать" ударение падает на букву "и", и она сохраняется во всех словоформах: читаю, читаешь, прочитал.

2. Правило альтернации: при чередовании гласных могут использоваться определенные пары гласных звуков. Например, в слове "звонить" чередуются гласные "о" и "и": звоню, звонишь, позвонил.

3. Правило сохранения: в некоторых случаях гласные в корне слова могут сохраняться без изменений. Например, в слове "любить" гласная "у" сохраняется во всех формах: люблю, любишь, полюбил.

1. Пить: пью, пьешь, пил.

2. Нести: несу, несешь, нес.

3. Жарить: жарю, жаришь, пожарил.

4. Лечить: лечу, лечишь, вылечил.

Правописание слов с чередующимися гласными требует знания и понимания определенных правил. Правильное написание этих слов позволяет нам избежать орфографических ошибок и ясно выражать свои мысли. Правописание является важным аспектом русского языка, и его правила помогают нам сохранить ясность и точность в нашей письменной коммуникации.