Упр.203 Часть 1 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 10 класс, Русское слово:

203. Прочитайте фрагменты из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните орфограммы, выделите суффиксы. Какую стилистическую окраску придают словам данные суффиксы? С какой целью они используются в поэме?

I. В каком году — рассчитывай,

В какой земле — угадывай,

На столбовой дорож..ньке Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных,

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень:

Заплатова, Дыряева,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова —

Неурожайна тож,

Сошлися — и заспорили:

Кому живётся весело,

Вольготно на Руси?

II. Всех прежде зайка серенький

Из кустика соседнего

Вдруг выскочил, как встрёпанный,

И наутёк пошёл!

За ним галчата малые

Вверху берёзы подняли

Противный, резкий писк.

А тут ещё у пеночки

С испугу птенч..к крохотный

Из гнёзд..шка упал;

Щебечет, плачет пеночка,

Где птенч..к? — не найдёт!

III. Широкая дорож..нька,

Берёзками обставлена,

Далёко протянулася,

Песчана и глуха.

По сторонам дорож..ньки

Идут холмы пологие

С полями, с сенокосами,

А чаще с неудобною,

Заброшенной землёй.

Данные суффиксы придают словам разговорную стилистическую окраску. Употребление в поэме слов с данными суффиксами демонстрирует ту среду, о которой в ней говорится - деревенскую, где преимущественно используется разговорная речь.

1. Выпишите из отрывков сложные существительные и прилагательные, укажите способ их образования.

- временообязанные - время + обязать + -ен- + -анн- (сложение с суффиксацией);

- Терпигорев - терпеть + горе + -и- + -ев- (сложение с суффиксацией);

- пустопорожняя - пустой + порожний (сложение);

- сенокосы - сено + косить + O (сложение с суффиксацией).

2. Объясните способ образования имён собственных в первом фрагменте.

Терпигорев - терпеть + горе + -и- + -ев- (сложение с суффиксацией);

Заплатов – заплатка + -ов- (суффиксальный способ);

Дыряев - дырка + -ев- (суффиксальный способ)

Разутов – разуть + -ов- (суффиксальный способ);

Знобишин - знобить + -ш- + -ин- (суффиксальный способ);

Горелов – гореть + -ов- (суффиксальный способ);

Неелов – от словосочетания «не ел» + -ов-;

Неурожайка – неурожайный + -к- (суффиксальный способ).

3. Какие приёмы устного народного творчества использованы в представленных отрывках?

В представленных отрывках имеют место мотивы русского народного творчества, прежде всего фольклорные. Это и описание «дороженьки» и названия описанных в поэме деревень. Первые четыре строчки «В каком году - рассчитывай, В какой земле – угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков» напрямую отсылают нас к русским народным сказкам, которые чаще всего начинаются со схожего вступления. Во втором отрывке животные описаны с помощью таких эпитетов, которые делают их похожими на животных из фольклорных рассказов и легенд.