Упр.56 Часть 1 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)


Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 10 класс, Русское слово:

56. Прочитайте отрывок из рассказа М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Почему автор дал произведению такое название? Актуальна ли проблема, поднятая М.М. Зощенко?

В названии обыгрывается привычка обезьян повторять друг за другом и за людьми то, что они увидели. Так же и в тексте – рассказывается о людях, которые бездумно повторяют друг за другом слова, значения которых не знают или не понимают.

Проблема, поднятая Зощенко в рассказе, актуальна и сегодня. Однако привнесение в язык новых слов, чаще всего иностранного происхождения – абсолютно закономерное развитие языка. Такая эволюция происходит с каждым языком, поскольку взаимодействие культур и культурных явлений неизбежно. Проблема состоит в том, что слова часто используются людьми, которые не понимают (или не знают) их лексическое значение, а просто потому, что, например, это слово модно или хочется показаться умнее.

Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Беда, какой трудный.

Главная причина в том, что иностранных слов в нём до черта... Вся речь пересыпана словами с иностранным, туманным значением.

От этого затрудняется речь, нарушается дыхание и треплются нервы.

Я вот на днях слышал разговор. На собрании было. Соседи мои разговорились.

Очень умный и интеллигентный разговор был, но я, человек без высшего образования, понимал ихний разговор с трудом и хлопал ушами.

Началось дело с пустяков.

Мой сосед... наклонился к своему соседу слева и вежливо спросил:

— А что, товарищ, это заседание пленарное будет али как?

— Пленарное, — небрежно ответил сосед.

— Ишь ты, — удивился первый, — то-то я и гляжу, что такое? Как будто оно и пленарное.

— Да уж будьте покойны, — строго ответил второй. — Сегодня сильно пленарное, и кворум такой подобрался — только держись.

— Да ну? — спросил сосед. — Неужели и кворум подобрался?

— Ей-богу, — сказал второй.

— И что же он, кворум-то этот?

Да ничего, — ответил сосед, несколько растерявшись. — Подобрался, и всё тут.

Скажи на милость, — с огорчением покачал головой первый сосед. — С чего бы это он, а?

Второй сосед развёл руками и строго посмотрел на собеседника...

1. Обратите внимание на речь персонажей. Понимают ли они друг друга?

Персонажи в диалоге рассказа совершенно не понимают друг друга. По сути, их диалог представляет собой набор слов.

2. Какие речевые ошибки намеренно вводит автор в речь своих персонажей и зачем? Какое местоимение, употреблённое в нелитературной форме, можно до сих пор слышать в повседневной речи? Каков его правильный вариант?

- А что, товарищ, заседание сегодня пленарное?

- Да уж будьте покойны, - строго ответил второй. – Сегодня пленарное, и кворум такой подобрался – только держись.

Автор намеренно допустил данные ошибки, чтобы как можно ярче продемонстрировать, что собеседники хотят выглядеть друг друга умными, интеллигентными и начитанными, вставляя в свою речь умные слова, однако на деле употребляют их не к месту.

Местоимение «ихний» встречается в разговорной речи. Правильный вариант – «их разговор».