Упр.104 Часть 2 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:

104. Прочитайте отрывок из повести Л.Н. Андреева «Иуда Искариот». Выпишите сложные предложения с сочинительной связью, объясните постановку знаков препинания. Составьте схему одного из них.

Звонко отдавались в узких улицах шаги идущих — и пугались ученики звука шагов своих, на белой стене, озарённой луною, вырастали их чёрные тени — и теней своих пугались они. Так молча проходили они по спящему Иерусалиму, и вот уже за ворота города они вышли, и в глубокой лощине, полной загадочно-неподвижных теней, открылся им Кедронский поток. Теперь их пугало всё. Тихое журчание и плеск воды на камнях казался им голосами подкрадывающихся людей, уродливые тени скал и деревьев, преграждавшие дорогу, беспокоили их пестротою своею, и движением казалась их ночная неподвижность. Но по мере того как поднимались они в гору и приближались к Гефсиманскому саду, где в безопасности и тишине уже провели столько ночей, они делались смелее. Изредка оглядываясь на оставленный Иерусалим, весь белый под луною, они разговаривали между собой о минувшем страхе, и те, которые шли сзади, слышали отрывочно тихие слова Иисуса. О том, что все покинут его, говорил он.

В саду, в начале его, они остановились. Большая часть осталась на месте и с тихим говором начала готовиться ко сну, расстилая плащи в прозрачном кружеве теней и лунного света. Иисус же, томимый беспокойством, и четверо его ближайших учеников пошли дальше, в глубину сада. Там сели они на земле, не остывшей ещё от дневного жара, и Пётр и Иоанн лениво перекидывались словами, почти лишёнными смысла.

1. С какой целью используется тире в выделенном предложении? Объясните, какую стилистическую и синтаксическую функцию выполняет этот знак препинания.

Тире в первом предложении ставится, поскольку вторая и третья его части сообщают о резкой смене событий, которые вытекают из события, описанного в первой его части.

Тире в предложениях выполняет следующие функции:

- пропуск какого-либо члена предложения (главного или второстепенного);

- пропуск какого-либо союза или союзного слова (например, очень часто тире заменяет слово «это»);

- передает значение следствия в тех предложениях, где они не выражены при помощи союзов;

- является знаком» неожиданности» (неожиданного присоединения, внезапных результатов) – смысловой или интонационной;

- передает эмоциональное значение (быструю смену событий, резкость).

2. Найдите в тексте примеры инверсии. Какую стилистическую окраску придаёт тексту использование инверсии?

Инверсия: Там сели они на земле…; звонко отдавались в узких улицах шаги идущих…; Так молча проходили они…

Инверсия – это перестановка слов или словосочетаний в предложении в соответствии с замыслом автора, которая нарушает грамматически верный порядок слов. В текстах используется для того, чтобы подчеркнуть те слова, которые подразумеваются автором как основные, а также несут в себе какой-то очень важный для текста смысл.

3. Определите вид синтаксической связи в сочетаниях слов их пугало, плеск воды, тени скал, своею пестротою, поднимались в гору, делались смелее, изредка оглядывались, те слышали. Какое из перечисленных сочетаний слов не является словосочетанием?

Их пугало; пугало (кого?) их; бессоюзное управление.

Плеск воды; плеск (чего?) воды; бессоюзное управление.

Тени скал; тени (чего?) скал; бессоюзное управление.

Своею пестротою; пестротою (какой?) своею; согласование.

Поднимались в гору; поднимались (куда?) в гору; союзное управление.

Делались смелее; делались (каким образом?) смелее; примыкание.

Изредка оглядывались; оглядывались (когда?) изредка; примыкание.

Те слышали; подлежащее и сказуемое; сочетание слов не является словосочетанием.

4. Найдите в тексте относительное местоимение и выполните его морфологический разбор.