Упр.154 Часть 2 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)


Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:

154. Прочитайте отрывок из книги М.И. Цветаевой «Земные приметы». Выпишите средства художественной выразительности, используемые автором. Прокомментируйте функционально-стилистические особенности употребления М.И. Цветаевой прописных и строчных букв, знаков препинания.

Карусель! — Волшебство! Карусель! — Блаженство! Первое небо из тех семи! Перегруженное звёздами, заряженное звонами, первое бедное простонародное детское небо земли!

Семь вершков от земли только — но уж нога не стоит! Уж возврата нет! Вот это чувство безвозвратности, обречённости на полёт, вступление в круг — Планетарность Карусели! Сферическая музыка её гудящего столба! Не земля вокруг своей оси, а небо — вокруг своей! Источник звука скрыт. Сев — ничего не видишь. В Карусель попадаешь как в смерч.

Геральдические львы и апокалипсические кони, не призраки ли вы зверей, коими Вакх наводнил свой корабль?

Хлыстовское радение — круговая порука планет — Мем-нонова колонна на беззакатном восходе... Карусель!

Средства художественной выразительности:

- метафора: апокалипсические кони, геральдические львы, первое небо;

- олицетворение: заряженное звоном;

- эпитеты: простонародное детское небо; сферическая музыка; круговая порука планет; беззакатный восход;

- риторическое восклицание: Семь вершков от земли только – но уж нога не стоит!; планетарность Карусели!; Источник звука скрыт!

- риторический вопрос: Геральдические львы и апокалипсические кони, не призраки ли вы зверей, коими Вакх наводнил свой корабль?

- эллипсис: не земля вокруг своей оси, а небо – вокруг своей;

- антитеза: не земля, а небо;

- сравнительный оборот: попадаешь как в смерч.

Среди наиболее часто используемых приёмов авторской пунктуации у Цветаевой можно выделить тире. В тексте очень часто оно применяется там, где, согласно правилам пунктуации, не должно быть никакого знака препинания (сев – ничего не видишь). Тире в качестве авторского знака пунктуации используется поэтессой для того, чтобы выделить нужные ей слова для придания тексту того смысла, который она в него вложила. Также среди авторских знаков можно выделить большое количество восклицательных знаков, делящих сложное предложение на несколько более мелких. Соответственно, в тексте большое количество восклицательных предложений, состоящих из одного слова. Таким образом, выделяются и, как следствие, пишутся с большой буквы те слова, которые несут какое-либо дополнительное смысловое значение для автора, а также являются важными в контексте того смысла, который она вкладывала в текст.