Упр.215 Часть 2 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:

215. Прочитайте отрывок из путевого очерка В.К. Арсеньева «По Уссурийскому краю» и определите стиль текста.

После обеда люди легли отдыхать, а я пошёл побродить по берегу речонки. Куда я ни обращал свой взор, я всюду видел только траву и болотце. Вдалеке на юго(западе) чуть(чуть) виднелись туманные горы. По безлесным равнинам кое(где), как оазисы, темнели пятна мелкой кустарниковой поросли.

Пробираясь к ним, я нечаянно спугнул большую болотную сову, ночную птицу открытых пространств, которая днём всегда прячется в травяном покрове. Она испуганно шарахнулась в сторону от меня и, отлетев немного, опять опустилась в болотце. Я прилёг отдохнуть возле кустов и вдруг услышал слабый шорох. Это были камышовки. Они порхали по тростникам, поминутно подёргивая хвостиками. Затем я увидел двух(трёх) крапивников. Миловидные рыжевато(пёстрые) птички эти беспрестанно прятались в зарослях, потом выскакивали вдруг где(нибудь) с другой стороны и скрывались снова под сухонькой травой.

Через полтора часа я вернулся к своим. Утолив жажду безвкусной жижицей и перекусив печённой на костре картошкой, мы сели в лодчонки и поплыли дальше.

Во вторую половину дня мы прошли расстояние километров в одиннадцать(тринадцать) и стали биваком на одном из многочисленных островов.

Сегодня мы имели случай наблюдать на северо(востоке) теневой сегмент Земли. Вечерняя заря переливалась особенными красками. Сначала она была бледная, потом стала изумрудно(зелёной), и по тому зелёному фону, как расходящиеся столбы, поднялись из(за) горизонта два светло(жёлтых) луча. Через несколько минут, ^продолжение которых луч за лучом исчезли, зелёный свет зари сделался ярко(оранжевым), затем тёмно(красным). Самое последнее явление заключалось в том, что багрово(красный) горизонт стал тёмным, словно от дыма. Одновременно с закатом солнца на северо(восточной) стороне начал показываться теневой сегмент Земли. Одним концом он касался северного горизонта, другим — южного. Внешний край этой тени был пунцовый, и чем ниже спускалось солнце, тем выше поднимался теневой сегмент. Вскоре пурпуровая полоса слилась с густо(красной) зарницей на западе, и тогда наступила тёмная(претёмная) ночь.

Юго-западе – промежуточные стороны света пишутся через дефис

Чуть-чуть – повторение одной основы

Кое-где – частица кое- со словами пишется через дефис

Двух-трёх – числительное, состоящее из двух слов, пишется через дефис

Рыжевато-пёстрые – оттенок цвета

Где-нибудь – частица –нибудь со словами всегда пишется через дефис

Одиннадцать-тринадцать – числительные, состоящие из двух слов, пишутся через дефис

Северо-востоке – промежуточные стороны света пишутся через дефис

Изумрудно-зелёной – оттенок цвета

Из-за – сложный предлог

Светло-жёлтых – оттенок цвета

В продолжение – пишется раздельно во всех случаях

Ярко-оранжевым – оттенок цвета

Тёмно-красным – оттенок цвета

Багрово-красный – оттенок цвета

Северо-восточной – прилагательные, образованные от названия промежуточных сторон света, пишутся через дефис

Густо-красной – оттенок цвета

Тёмная-претёмная – оттенок цвета.

Стиль текста – художественный с элементами описания. Автор в первой половине текста описывает свое одиночное путешествие по лесу, акцентируя внимание на том, что он видит вокруг себя. Во второй описывается дальнейшее путешествие группы, в которой находился автор.

1. Найдите в тексте эпитеты. Как их использование помогает создать художественный образ? Есть ли в тексте сравнения? Назовите их. Чем они выражены? Какую функцию выполняют?

Эпитеты: туманные, безлесным; ночная птицы открытых пространств; миловидные, рыжевато-пёстрые, сухонькая, переливалась особенными красками; изумрудно-зелёная, ярко-оранжевый, тёмно-красный, багрово-красный, тёмный, густо-красная, тёмная-претёмная.

Благодаря эпитетам, текст становится красочнее, ярче и эмоциональнее. Эпитеты придают большую выразительность тем словам, к которым они относятся.

Сравнения: как оазисы; как расходящиеся столбы; словно от дыма.

Сравнения выражены сравнительными оборотами, образованными при помощи союзов как, словно.

Сравнения выполняют в тексте приблизительно ту же роль, что и эпитеты. Их задача – сделать определяемый объект более выразительным и подчеркнуть какое-либо их свойство, на котором автор хочет заострить внимание читателя.

2. Выпишите из текста предложения с обособленными обстоятельствами. Укажите, чем они выражены.

Пробираясь к ним, я нечаянно спугнул большую болотную сову, ночную птицу открытых пространств, которая днём всегда прячется в травяном покрове.

Она испуганно шарахнулась в сторону от меня и, отлетев немного, опять опустилась в болотце.

Они порхали по тростникам, поминутно подёргивая хвостиками.

Утолив жажду безвкусной жижицей и перекусив печённой на костре картошкой, мы сели в лодчонки и поплыли дальше.

Обособленные обстоятельства выражены деепричастными оборотами.

3. Определите типы придаточных в сложноподчинённых предложениях.

Куда я ни обращал свой взор, (придаточное места; видел (где?)) я всюду видел только траву и болотце.

Пробираясь к ним, я нечаянно спугнул большую болотную сову, ночную птицу открытых пространств, которая днём всегда прячется в травяном покрове. (придаточное определительное; птицу (какую?))

Через несколько минут, в продолжение которых луч за лучом исчезли, (придаточное определительное; минут (каких?)) зелёный свет зари сделался ярко-оранжевым, затем тёмно-красным.

Самое последнее явление заключалось в том, что багрово-красный горизонт стал тёмным, словно от дыма. (придаточное изъяснительное; явление заключалось (в чём?))

Внешний край этой тени был пунцовый, и чем ниже спускалось солнце, тем выше поднимался теневой сегмент. (придаточное сравнительное)