Упр.3 Часть 2 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:

3. Прочитайте стихотворение из повести-сказки И.П. Токмаковой «Счастливо, Ивушкин!».

1. Как ещё можно расставить знаки препинания в этом стихотворении и как меняется смысл стихотворения в зависимости от разной постановки знаков препинания?

Вариант 1.

А в правом кармане его

Решительно нет ничего:

Ни шёпота ели,

Ни песни, не трели, -

Решительно нет ничего.

Там в правом кармане - дыра,

Большая, как лисья нора.

И в ней, точно в бездне,

Всё тут же исчезнет -

Такая уж это дыра!

В данном варианте делается акцент не столько на том, что в кармане нет ничего, сколько на перечислении, чего именно там нет.

Вариант 2

А в правом кармане его

Решительно нет ничего.

Ни шёпота ели.

Ни песни. Не трели.

Решительно нет ничего.

Там в правом кармане - дыра.

Большая, как лисья нора.

И в ней, точно в бездне,

Всё тут же исчезнет.

Такая уж это дыра!

В данном варианте мы использовали парцелляцию - т.е. намеренно расчленили предложения на мелкие. При такой постановке знаков препинания мы намеренно делаем акцент на каждой отдельной детали, как бы выделяя её и показывая, что каждая мелочь здесь является важной. Соответственно, изменилась смысловая характеристика стихотворения: из повествовательно-перечислительного оно превратилось в более экспрессивно-выраженное.

2. Как взаимосвязаны пунктуация и интонация?

Пунктуация и интонация - взаимосвязанные процессы. Основная функция пунктуации на письме – отделение предложений друг от друга, а также правильное донесение смысла до читателя путем расстановки тех знаков препинания, которые требуются и там, где это необходимо по смысловой нагрузке. Интонация говорящего выполняет те же функции при говорении. Путем изменения тонов голоса, пауз и эмоциональной составляющей говорящий доносит до слушателей требуемую смысловую составляющую текста. Т.е. интонация и пунктуация выполняют одни и те же функции.