Упр.67 Часть 2 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:

67. Прочитайте отрывок из рассказа А.С. Грина «Лебедь».

Спишите его, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните их постановку или отсутствие. На какие пунктуационные правила вы опирались?

Весной, в мае месяце, старая почерневшая мельница казалась убогой горбатой старушонкой безнадежно шамкающей дряхлую песню под радостный шёпот зелёной водяной молодёжи кувшинок камышей и осок. Спокойный зеленоватый пруд медленно цедил свою ленивую воду сквозь старые челюсти грохотал жерновами пылил мукой, и было похоже, что старушка сердится — умаялась.

Но только зима давала ей полный близкий к уничтожению и смерти покой. Пустынная вьюга серебрила крышу заносила окна оголяла цветущие берега и изо дня в день из ночи в ночь качала напевая тоскливый мотив вершинами сосен гудела и плакала. А с первым движением льда начиналось беспокойство: колыхалась расшатанная плотина, вода бурлила и буйствовала, гомонили утки и кулики, в небе мчались бурные весенние облака, и старый, монотонный, как древняя легенда, ропот мельницы будил жидкое эхо соснового перелеска.

Водяные жители, впрочем, давно привыкли к этой чужой и ненужной им воркотне колёс. Птицы жили шумно и весело далёкие от всего, что не было водой небом зеленью камышей любовью и пищей. Дикие курочки зобастые дупеля красавцы бекасы турухтаны кулики-перевозчики мартышки чайки дикие и домашние утки весь этот сброд от зари до зари кричал на все голоса, и радостный весенний воздух слушал их песни бледнея на рассвете золотясь днём и ярко пылая огромным горном на склоне запада. Изредка, и то бывало, преимущественно после снежных суровых зим, появлялись лебеди. Аристократы воды они жили отдельно гордой прекрасной жизнью строгие и задумчивые, как тишина летнего вечера.

1. Определите тип текста.

Тип речи – описание. В тексте содержатся лексико-выразительные средства языка, характерные для описательного типа речи:

- эпитеты (почерневшая; казалась горбатой убогой старушонкой; спокойный зеленоватый; радостный весенний);

- однородные члены предложения (дикие курочки, зобастые дупеля, красавцы бекасы, турухтаны кулики-перевозчики, мартышки, чайки, дикие и домашние утки; вьюга заносила, оголяла, качала, гудела и плакала);

- сравнительные обороты (казалась убогой старушонкой; задумчивые, как тишина летнего вечера).

2. Какова основная мысль текста?

Основная мысль текста – Весной природа просыпается после зимы.

3. Какие художественные средства использует А.С. Грин при описании мельницы?

При описании мельницы автором используются следующие художественные средства:

- сравнение (казалась убогой старушонкой);

- эпитеты (старая, почерневшая);

- олицетворение (пруд цедил ленивую воду сквозь старые челюсти, грохотал жерновами);

- метонимия (старые челюсти);

- метафора (ропот мельницы).

4. Почему в изображении писателя мельница предстаёт как живое существо?

В тексте автор дает читателю описание преимущественно живой природы и ее поведения весной (гомонили утки и кулики, водяные жители, птицы жили шумно). Для того, чтобы не нарушать стилистическое единство текста, Грин описывает мельницу как живое существо, наравне с остальными одушевленными существами в тексте.