Готовимся к ЕГЭ Вариант 5 Часть 2 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)





Ниже вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
Вариант 5
Прочитайте отрывок из вступительной статьи литературоведа
Р’.Р . Щербины Рє СЃР±РѕСЂРЅРёРєСѓ избранных сочинений Р.РЎ. Тургенева (Рњ., 1987) Рё выполните задания Рє тексту.
(1) Проблема сочетания гражданского долга и права человека на личное счастье — одна из постоянных «сквозных» проблем романов Тургенева. (2) Особо актуальная в эпохи общественных переломов, проблема эта проходит в дальнейшем через всю историю русской литературы. (3) В произведениях Тургенева утверждается мысль об определяющем значении в судьбе человека общественного, нравственного долга. (4) Правда, развивая эту мысль, писатель порою придавал ей фаталистический оттенок. <...> (5) Реалистически показывая трудные, драматические судьбы людей, пожертвовавших собой во имя долга, Тургенев продолжал пушкинскую традицию, утверждая право человека на счастье.
1. Прочитайте словарную статью. Определите, в каком значении употреблено слово оттенок в предложении 4.
РћРўРўРЃРќРћРљ, -РЅРєР°, Рј.
1. Разновидность одного и того же цвета. Голубой цвет разных оттенков.
2. перен. Особенность, разновидность, представляющая собой неявный переход от одного к другому. Разные оттенки в употреблении слова.
3. перен., чего. Дополнительное свойство, небольшой налёт чего-нибудь. Оттенок иронии в голосе.
2. Определите, в каком значении употреблено прилагательное сквозной в предложении 1. Подберите и запишите к нему синонимы. Докажите, что это синонимы.
3. Выпишите из предложения 4 слова, в которых букв больше, чем звуков, Выполните фонетический разбор этих слов.
4. Найдите в предложении 5 слово, в которое входят корень, приставка, суффикс глагола, суффикс причастия, окончание. Выполните морфемный разбор этого слова.
5. В слове общественных пишется -нн-, так как это слово:
а) образовано с помощью суффикса -н- от основы существительного, оканчивающейся на -н-
б) образовано от основы существительного при помощи суффикса -енн-
в) является полным причастием, образованным от глагола совершенного вида
6. Определите, какой частью речи является слова правда в предложении 4:
а) имя существительное
б) вводное слово
РІ) СЃРѕСЋР·
г) междометие
д)наречие
7. Выпишите из предложения 5 притяжательное прилагательное и выполните его морфологический разбор.
8. Выполните синтаксический разбор словосочетания реалистически показывая.
9 Выпишите грамматическую основу предложения, в котором подлежащее и сказуемое выражены именами существительными (именными сочетаниями).
10. Выпишите простое осложнённое предложение с несколькими обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Выполните его синтаксический разбор.
11. Определите причину постановки запятой в предложении 2:
а) именной оборот имеет дополнительное обстоятельственное значение
б) именной оборот стоит перед определяемым словом
в) именной оборот является обособленным определением
12. Предложения в тексте связаны:
а) только по смыслу
б) по смыслу и с помощью синонимов, лексических повторов, указательных местоимений
в) по смыслу и с помощью однотипного строения синтаксических конструкций
13. Определите ведущий тип связи предложений в тексте:
а) параллельная
б) цепная
14. Определите функционально-стилистическую принадлежность текста (ответ обоснуйте):
а) язык художественной литературы
б) научный (научно-популярный)
в) публицистический
г) официально-деловой
15. Какое предложение не соответствует содержанию текста?
A. Р.РЎ. Тургенев РІ своём творчестве продолжал пушкинские традиции.
Р‘. Р’ творчестве Р.РЎ. Тургенева невозможно определить «сквозные» проблемы.
B. Р.РЎ. Тургенев признавал, что нравственный Рё общественный долг определяют СЃСѓРґСЊР±Сѓ человека.
Г. В эпохи общественных переломов проблема сочетания гражданского долга и права на личное счастье особенно важна.
16. Выделите предложение, в котором заключена основная мысль текста. Сформулируйте позицию автора. Запишите свой ответ в форме развёрнутого рассуждения (приведите не меньше трёх аргументов).
Основная мысль: Проблема сочетания гражданского долга и права человека на личное счастье - одна из постоянных «сквозных» проблем романов Тургенева.
Автор чётко формулирует свою позицию. Он говорит о том, что Тургенев в своих произведениях всегда выносил на «обсуждение» именно те проблемы, которые в тот период волновали общество.
Я согласна с позицией автора - Тургенев, живший в эпоху сильных общественно-политических преобразований (Крестьянская реформа 1861 года), очень чутко реагировал на все изменения общества и всегда исследовал их в своих произведениях.
К примеру, вспомним одно из самых значительных произведений Тургенева. «Записки охотника», по сути, являются отражением народной жизни за десять лет до реформы. В рассказах «Записок» очень точно отражены крестьянские невзгоды и протест против эксплуататорского отношения помещиков. В рассказах прослеживается чёткий конфликт между крестьянами и помещиками. Крестьяне, несмотря на свою тяжёлую долю, сохраняют человеческое достоинство, в то время как помещики, несмотря на кажущуюся образованность, культуру и приверженность европейскому образу жизни, оказывают бесчеловечными и жестокими. Наиболее яркий образ такого помещика мы видим в рассказе «Бурмистр».
Ещё одним примером бесправности крестьян и всесильности помещиков является рассказ «Муму». В рассказе Герасим беспрекословно выполняет приказ барыни утопить единственное близкое ему существо - собаку Муму.
Однако и дворянство в произведениях Тургенева показано то сословие, которое и хотело бы что-то изменить, но ничего для этого не делала. Да и сделать-то не могла. Ярким примером, иллюстрирующим эту позицию автора, являются романы «Рудин» и «Дворянское гнездо».