Параграф 10 ГДЗ Агибалова Донской 6 класс (История)


Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Агибалова, Донской 6 класс, Просвещение:

§ 10. Культура стран халифата

Что изучали в школах Западной Европы и Византии в раннее Средневековье?

В школах Византии обучали чтению, письму, счёту и церковному пению. Кроме Библии и других религиозных книг, в школах изучали труды древних учёных, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, сочинения византийских учёных и писателей; решали довольно сложные арифметические задачи. В полное школьное образование в странах Западной Европы входило с античных времён изучение «семи свободных искусств»: наук тривиума и квадривиума. Тривиум включал в себя грамматику (умение читать и писать на латыни), риторику (красноречие) и диалектику (искусство рассуждать). Во вторую ступень образования — квадривиум входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Только освоив эти науки, можно было в дальнейшем изучать «царицу наук» — богословие.

Каких высот в науках достигли византийские учёные?

Лее Математик (IX век) изобрёл звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстояние и автоматические устройства в тронном зале императорского дворца, приводимые в движение водой. Был изобретён «греческий огонь» — зажигательная смесь из нефти и смолы, которую нельзя погасить водой. Византийцы накопили много знаний по географии. Они умели чертить карты и планы городов. Купцы и путешественники составляли описания разных стран и народов. Яркие, интересные сочинения историков Прокопия Кесарийского (VI век), Льва Диакона (X век), Дуки (XIV век) создавались на основе документов, рассказов очевидцев, личных наблюдений.

С помощью сведений учебника предположите, что мог перевозить этот корабль и куда он мог плыть.

Этот корабль мог вести разные пряности, ткани, ковры, шелк, драгоценные камни, оружие, благовония. Корабль мог плыть в Византию и на Русь.

Что могли продавать в этой аптеке?

В этой аптеке могли продавать разные целебные травы и растения, пряности, мази и масла.

Чем украшались стены зданий в арабской архитектуре?

Стены украшались резьбой. Иногда стены расписаны лишь изречениями из Корана. Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой. Стены зданий покрывали арабесками — сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий.

Какие части мечети, описанные в тексте, можно найти на фотографиях на с. 82—83?

На фотографиях можно заметить минареты — высокие башни, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители, колонны, купол.

1. Почему арабский язык называли «латынью Востока»?

В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним — арабский язык. Его называли «латынью Востока». Кроме того, на арабском вели богослужение также, как на латыни.

2. Какое положение занимали учёные в арабском обществе? Как это повлияло на развитие Арабского халифата?

Писатели и учёные жили чаще всего при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения. Это способствовало развитию науки.

3. Назовите имена прославленных учёных и писателей мусульманского мира. Какие открытия и изобретения арабских учёных вы используете и в повседневной жизни, и в учёбе?

Учёный аль Бируни (973—1048) из Средней Азии высказал гениальную догадку, что центром нашей Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него. Арабские путешественники и купцы описали страны халифата, Индию, Китай, проникли далеко в глубь Африки и Восточной Европы. Они составили карты известных им стран и морей. Ибн Сина описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать. Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934—1020). Более 30 лет он работал над поэмой «Шахнаме» («Книга царей»).

И в повседневной жизни, и в учебе мы чаще всего пользуемся арабскими цифрами.

4. Как изменило арабскую литературу принятие ислама и арабские завоевания?

Знакомство с культурой покорённых народов изменило интересы и вкусы арабов. Поэтов интересовали теперь вечные вопросы: о добре и зле, о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о любви и измене, о красоте мира и его печалях.

5. Опишите архитектурные особенности и внутреннее убранство средневековой мечети.

Главное здание мечети — четырёхугольный молитвенный зал, открытый во двор. Обширный двор обычно окружала галерея с колоннами; в середине двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн заполняли молитвенный зал.

Внутреннее убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами; иногда стены расписаны лишь изречениями из Корана. Изображения не только Аллаха, но и всех живых существ в исламе запрещены. Около мечети возводили минареты. Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой. Стены зданий покрывали арабесками — сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий.

1.Чем можно объяснить сходство в достижениях науки в Халифате и в Византии?

Данное сходство можно объяснить активным обращением этих стран к античной науке и наследия, а также тем, что в эти государства входили разные народы, которые привносили что-то свое.

2. Какое явление в истории Западной Европы VIII—IX веков учёные назвали, как и арабское, Возрождением? Подумайте, почему учёные применили одинаковое определение для этих культурных эпох.

Возрождением называли подъем культуры и науки в данных странах. Учёные применили одинаковое название для этих культурных эпох, потому что происходило возрождение античности - в обоих регионах шло обращение к античным трудам.

3. Рассмотрите изображения арабских построек и объясните, каким образом достигается их красота.

Красота построек достигается за счет аккуратных и изящных колонн, а также красивого внутреннего убранства. Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой. Стены зданий покрывали арабесками — сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий.

4. Сопоставьте изображения христианской церкви и мечети: в чём вы видите общие черты, чем они различаются?

Сходства:

- и церковь, и мечеть состоят из нескольких залов

- использование верхнего знака

- роспись и декорирование стен

Различия:

- различных верхний знак: в христианстве - крест, в исламе - полумесяц

- для призыва служат колокольни, в мечети - минареты

- Алтарь в храме смотрит строго на восток, Михраб (аналог алтаря) имеет указатель на Мекку, т. е. не на сторону света

- богатое убранство храма и минималистическое убранство мечети

- в храме есть иконы, в мечети нет изображений

5. Выясните у родителей или знакомых, есть ли мечети в вашем городе. Если есть, то соберите сведения: когда они построены, по чьим проектам, каковы их художественные особенности.

Мечеть Рамазан в Екатеринбурге

Мечеть представляет собой, двухэтажное здание с действующим цокольным этажом. На первом этаже расположен большой мужской молельный зал, сверху выступает балкон для женщин. На цокольном этаже расположен учебный класс и кухня. Проектная вместимость мечети составляет 300 человек, но на пятничные и праздничные молитвы приходит гораздо больше верующих-мусульман. В мечети регулярно проводятся занятия по арабскому языку и основам ислама, работает исламский магазин. В течение месяца Рамадан действует «Шатер Рамадана», где для постящихся организуют разговение (ифтар).