Ответы на вопросы на стр.92-93 Часть 2 ГДЗ Климанова Виноградская 4 класс (Литературное чтение)

Вопросы и задания 1. Над чем вас заставил задуматься поэт? В чём основной смысл произведения? Сказка заставляет задуматься о том, что зависть может погубить человека, что это очень плохое качество.



Решение задачи: Вопросы и задания 1. Над чем вас заставил задуматься поэт? В чём основной смысл произведения? Сказка заставляет задуматься о том, что зависть может погубить человека, что это очень плохое качество.Решение задачи: Вопросы и задания 1. Над чем вас заставил задуматься поэт? В чём основной смысл произведения? Сказка заставляет задуматься о том, что зависть может погубить человека, что это очень плохое качество.Решение задачи: Вопросы и задания 1. Над чем вас заставил задуматься поэт? В чём основной смысл произведения? Сказка заставляет задуматься о том, что зависть может погубить человека, что это очень плохое качество.Решение задачи: Вопросы и задания 1. Над чем вас заставил задуматься поэт? В чём основной смысл произведения? Сказка заставляет задуматься о том, что зависть может погубить человека, что это очень плохое качество.Решение задачи: Вопросы и задания 1. Над чем вас заставил задуматься поэт? В чём основной смысл произведения? Сказка заставляет задуматься о том, что зависть может погубить человека, что это очень плохое качество.Решение задачи: Вопросы и задания 1. Над чем вас заставил задуматься поэт? В чём основной смысл произведения? Сказка заставляет задуматься о том, что зависть может погубить человека, что это очень плохое качество.Решение задачи: Вопросы и задания 1. Над чем вас заставил задуматься поэт? В чём основной смысл произведения? Сказка заставляет задуматься о том, что зависть может погубить человека, что это очень плохое качество.Решение задачи: Вопросы и задания 1. Над чем вас заставил задуматься поэт? В чём основной смысл произведения? Сказка заставляет задуматься о том, что зависть может погубить человека, что это очень плохое качество.Решение задачи: Вопросы и задания 1. Над чем вас заставил задуматься поэт? В чём основной смысл произведения? Сказка заставляет задуматься о том, что зависть может погубить человека, что это очень плохое качество.Решение задачи: Вопросы и задания 1. Над чем вас заставил задуматься поэт? В чём основной смысл произведения? Сказка заставляет задуматься о том, что зависть может погубить человека, что это очень плохое качество.Решение задачи: Вопросы и задания 1. Над чем вас заставил задуматься поэт? В чём основной смысл произведения? Сказка заставляет задуматься о том, что зависть может погубить человека, что это очень плохое качество.Решение задачи: Вопросы и задания 1. Над чем вас заставил задуматься поэт? В чём основной смысл произведения? Сказка заставляет задуматься о том, что зависть может погубить человека, что это очень плохое качество.Решение задачи: Вопросы и задания 1. Над чем вас заставил задуматься поэт? В чём основной смысл произведения? Сказка заставляет задуматься о том, что зависть может погубить человека, что это очень плохое качество.

Ниже вариант решения задания из учебника Климанова, Виноградская 4 класс, Просвещение:

Вопросы и задания

1. Над чем вас заставил задуматься поэт? В чём основной смысл произведения?

Сказка заставляет задуматься о том, что зависть может погубить человека, что это очень плохое качество. Царица, привыкшая быть единственной красавицей, не смогла смириться с тем, что есть кто-то краше неё. Чувство зависти толкнуло её на самый отвратительный шаг, она решилась погубить царевну. Злость, зависть, желание быть лучше всех, не прикладывая никаких усилий - те негативные человеческие качества, которые толкают людей на ужасные поступки.

Смысл произведения в том, что злость и зависть будут побеждены добротой человека. Не завидуй другим и тебе горя не будет.

2. Назовите основные признаки сказки.

Основные признаки сказки:

- Зачин, присказка, концовка.

- Сказочные слова и выражения, троекратные повторы.

- Волшебные герои, положительные и отрицательные.

- Волшебные предметы и помощники.

- Волшебные превращения.

- Испытание героя.

- Добро побеждает зло.

3. Докажите, что прочитанное вами произведение является сказкой.

Произведение Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» является сказкой, потому что, как и в русских сказках, есть сказочные герои (колдунья-царица, солнце, месяц, ветер), волшебный предмет (зеркальце) добро побеждает зло, главный герой проходит испытания, есть присказка, зачин, мораль, сказочные слова, выражения и герои, счастливая концовка. Действие в произведении происходит в вымышленном, сказочном мире.

4. Какие события вы можете назвать сказочными, вымышленными, а что могло быть на самом деле?

Сказочные, вымышленные события:

- разговор мачехи с всевидящим зеркальцем;

- обращение королевича Елисея к силам природы – ветру, солнцу и месяцу;

- хрустальный гроб (практически невозможно сделать и очень долго);

- длительное забытьё царевны от отравленного яблока.

Реальные события, которые могли бы происходить:

- злая мачеха и её поведение;

- служанка Чернавка, выполняющая приказы;

- терем семи богатырей и их жизнь в лесу;

- царь батюшка даёт наследство, но не ищет дочь, только горюет;

- верный пёс Соколко помогает и оберегает царевну, умирает от отравы;

- любовь между королевичем и молодой царевной.

5. Перечитайте сказку. Какой вам представляется царица? Справедливы ли о ней слова: «И умом и всем взяла»?

Мне царица представляется красавицей, гордой и завистливой. Поэт называет её умной, но ум царицы коварный. Она придумывает всякие способы избавления от царевны, которая росла и хорошела. Царица была умной, но ум её был направлен на зло.

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Эти слова поэта справедливы, но не показывают её сущность.

6. Какой волшебный предмет у неё был? Помогли ли ей волшебные силы?

У царицы был волшебный предмет - зеркальце, которое ей отвечало на все её вопросы. Но оно говорило правду, которая не всегда ей нравилась. Волшебные силы царице не помогли стать самой красивой, и она умерла от зависти.

7. Какие слова подобрал поэт для описания царицы?

Для описания царицы поэт подобрал такие слова:

"Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива."

8. Назовите качества, свойства души молодой царевны. Подтвердите словами сказки. Почему её полюбили братья? Почему она не приняла предложение братьев? Как этот поступок её характеризует?

Качества, свойства души молодой царевны:

Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

Царевна была кроткого нрава, была очень доброй.

Она была чистоплотной, работящей: «Всё порядком убрала, затопила жарко печку».

Она была очень скромной: «Закрасневшись, извинилась».

Царевна не имела вредных привычек: «От зелёного вина отрекалася она».

Она никогда не спорила, уважала чужое мнение: «Им она не прекословит...»

Братья, к которым она попала, полюбили её за терпение, трудолюбие, спокойствие, доброту, аккуратность.

Царевна не приняла предложение братьев, потому что у неё был возлюбленный Елисей, она осталась верной своему жениху Королевичу Елисею.

9. Как вы понимаете выражение «краса царевны молодой погасла жертвой злобы»?

Я думаю, выражение «краса царевны молодой погасла жертвой злобы» означает то, что царевна пострадала за свою красоту, из-за озлобленности и зависти мачехи. Зависть и злоба мачехи погубили царевну, поэтому краса царевны погасла.

10. Подумайте, благодаря каким своим качествам королевич Елисей смог добиться своей цели и оживить прекрасную невесту.

Благодаря таким качествам, как смелость, отвага, настойчивость, преданность, верность и любовь королевич Елисей смог добиться своей цели и оживить прекрасную невесту.

11. К каким волшебным помощникам обращался королевич Елисей? Перечитайте их разговоры.

Королевич Елисей обращался к волшебным помощникам: к солнцу, к месяцу, к ветру.

Обращение к Солнцу, стр. 89:

К красну солнцу наконец

Обратился молодец.

«Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с тёплою весной,

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видало ль где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей». – «Свет ты мой, –

Красно солнце отвечало: –

Я царевны не видало.

Знать, её в живых уж нет.

Разве месяц, мой сосед,

Где-нибудь её да встретил

Или след её заметил».

Обращение к Месяцу, стр. 89:

«Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаёшь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звёзды смотрят на тебя.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей». – «Братец мой, –

Отвечает месяц ясный, –

Не видал я девы красной.

На стороже я стою

Только в очередь мою.

Без меня царевна, видно,

Пробежала». – «Как обидно!» –

Королевич отвечал.

Ясный месяц продолжал:

«Погоди; об ней, быть может,

Ветер знает. Он поможет.

Ты к нему теперь ступай,

Не печалься же, прощай».

Обращение к Ветру, стр. 90:

Елисей, не унывая,

К ветру кинулся, взывая:

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме Бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених её». – «Постой, –

Отвечает ветер буйный, –

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места,

В том гробу твоя невеста».

12. Назовите героев сказки. Какие они: добрые, злые, благородные; волшебники или обычные люди? Как автор относится к своим героям? Выскажите своё мнение о героях сказки.

Герои «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»: Царица, Царевна, Елисей, Богатыри.

Царица - молодая мачеха, умная, красивая, злая и завистливая. Хочет быть лучше и красивее всех. Обладает волшебством.

Царевна – падчерица, юная девушка, красивая, добрая. Она обычный человек, доброжелательная и ласковая.

Богатыри - сильные, добрые, благородные, простые обычные люди. Честно выполняют свою работу.

Елисей - королевич молодой, красивый, умный, настойчивый, благородный. Любит царевну. Он обычный человек.

Автор относится к своим героям так: любит добрых, восторгается их качествами, и не любит злых, коварных, завистливых.

13. Выберите одного героя и расскажите о его внешности, чертах характера, поступках.

Королевич Елисей – это жених царевны. Узнав о её пропаже, отправляется на поиски.

Королевич умён, красив, смел, настойчив и целеустремлён. В поисках царевны обращается к Солнцу, Месяцу, Ветру. Ветер рассказывает королевичу о горе, в глубокой скале которой находится хрустальный гроб с девушкой. Королевич зарыдал, узнав такое известие, однако решил последний раз взглянуть на возлюбленную. Он находит царевну, целует её, она оживает, удивляясь своему долгому сну.

Целеустремлённость и любовь Елисея помогли найти и оживить царевну.

14. Попробуйте составить план, отражающий основные события сказки. Если затрудняетесь, то воспользуйтесь иллюстрациями и подписями к ним. Выделите слова писателя, которые используете в пересказе.

План

1. Рождение царевны и смерть царицы.

2. Женитьба царя на новой царице.

3. Царица хочет убить подросшую падчерицу.

4. Царевна оказалась в лесу.

5. Царевна увидела дом семи богатырей.

6. Жизнь царевны у семи богатырей.

7. Елисей отправился искать царевну.

8. Злая царица узнает о том, что царевна жива.

9. Отравленное яблоко.

10. Хрустальный гроб для царевны.

11. Елисей в поисках царевны.

12. Королевич оживляет царевну.

13. Добро побеждает зло.

Пересказ

1. Царь уехал в долгий путь, оставив царицу дожидаться его. Спустя 9 месяцев в сочельник родила она дочь. По приезду царя царица вскоре умерла.

2. Через год царь женился второй раз – новая жена была сказочно красива, но завистлива и своенравна. Из приданного было у неё говорящее зеркало, говорившее, что она на свете краше всех.

3. Царевна подросла, похорошела, сосватали её с царевичем Елисеем. Каждый раз зеркало отвечало мачехе, что теперь прекраснее всех молодая дочь царя.

4. Злая и завистливая женщина приказала Чернавке отправить царевну в лес, связать и оставить на съедение хищникам. Служанка пожалела девушку, а от мачехи скрыла правду.

5. Царевна тем временем набрела на лесной терем, вошла и очутилась в богато обставленной горнице. По висевшим в углу образам девушка догадалась, «что тут люди добрые живут». Пока хозяев не было дома, царевна прибрала терем и уснула.

6. К обеду вернулись хозяева терема, семь братьев-богатырей. Им понравилась хозяйственная девушка, они сразу признали в ней царевну, оставили у себя и отнеслись к ней как к сестре. Богатыри уезжали то на охоту, то на войну с татарами, а царевна вела хозяйство.

7. Вскоре стало известно, что пропала царская дочь. Королевич Елисей отправился искать свою красавицу-невесту.

8. Царица же долго сердилась на своё зеркальце, но однажды снова достала его и спросила, они ли самая красивая. Зеркальце сообщило, что царевна, живущая у семи богатырей, по-прежнему красивее царицы.

9. Притворившись старой монахиней, служанка отправилась к терему богатырей. Верный пёс не подпустил её к дому, но добрая царевна пожалела старуху и бросила ей ломоть хлеба. Взамен монахиня бросила девушке спелое, наливное яблоко. Царевна надкусила его и тут же упала замертво.

10. Царевна уснула вечным сном. Богатыри поместили её в хрустальный гроб и закрепили на шести столбах, простились.

11. Царевич Елисей искал любимую по всему свету, но не мог найти. Отчаявшись, он обращается к силам природы: к Солнцу, Месяцу и Ветру. Ветер указал ему дорогу.

12. Королевич зарыдал и пошёл в последний раз взглянуть на царевну. Войдя в пещеру, он изо всех сил стукнул по крышке гроба, хрусталь разбился, и царевна ожила.

13. Увидев вернувшуюся домой царевну, мачеха не выдержала досады и умерла. А царевич с царевной обвенчались и сыграли пышную свадьбу.

15. Выберите какую-либо часть сказки для выразительного чтения, воспроизведите сказочную интонацию.

Сказочная интонация: негромкая, неторопливая.

Час обеда приближался,

Топот по двору раздался:

Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей.

Старший молвил: «Что за диво!

Все так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал.

Кто же? Выдь и покажися,

С нами честно подружися.

Коль ты старый человек,

Дядей будешь нам навек.

Коли парень ты румяный,

Братец будешь нам названый.

Коль старушка, будь нам мать,

Так и станем величать.

Коли красная девица,

Будь нам милая сестрица».

И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась;

Закрасневшись, извинилась,

Что-де в гости к ним зашла,

Хоть звана и не была.

Вмиг по речи те опознали,

Что царевну принимали;

Усадили в уголок,

Подносили пирожок,

Рюмку полну наливали,

На подносе подавали.

От зеленого вина

Отрекалася она;

Пирожок лишь разломила,

Да кусочек прикусила,

И с дороги отдыхать

Отпросилась на кровать.

Отвели они девицу

Вверх во светлую светлицу

И оставили одну,

Отходящую ко сну.

16. Как заканчивается сказка: грустно, весело, жизнеутверждающе? Обоснуйте своё мнение.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» заканчивается жизнеутверждающе.

В конце оживает царевна, что показывает победу добра над злом, торжество жизни над смертью.

17. Знаете ли вы, что у В. А. Жуковского есть стихотворное произведение «Спящая красавица»? Найдите его в библиотеке и прочитайте одну главу. Сравните. Что вы можете сказать?

Сказки А. С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях» и В.А. Жуковского «Спящая красавица» имеют черты сходства и отличия.

Сходство сказок:

- Главными героинями являются царевны, которые засыпают мёртвым сном.

- От сна царевен пробуждают добрые молодцы.

- Так же сказки объединяет и то, что они наполнены волшебством, а в конце сказки заканчиваются пышной свадьбой.

Различие:

- В сказке А.С. Пушкина царевна во сне провела три дня, а у В.А. Жуковского проспала 300 лет.

18. Найдите в библиотеке сборник со сказками А. С. Пушкина. Составьте аннотацию на одну из сказок.

«Сказка о рыбаке и рыбке» – стихотворная сказка великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. В ней рассказывается о том, что неблагодарность – это нехорошее качество, и она будет наказана.

Сюжет сказки такой: старик поймал золотую рыбку и отпустил, не потребовав от нее награды. Однако старуха упрекает старика в глупости и требует, чтобы он попросил у рыбки новое корыто. Старик подчиняется, но старухе этого мало. Она требует у рыбки избу, потом хочет стать дворянкой, а потом царицей. И, когда старуха желает стать «владычицей морскою», чтобы золотая рыбка ей служила, терпение рыбки кончается и она возвращает всё, как было, отбирая у старухи всё ею полученное, оставляя разбитое корыто и старую избу.