Ответы на вопросы на стр.81-82 Часть 2 ГДЗ Кац 4 класс (Литературное чтение)

1. Своё произведение А. С. Пушкин назвал не «песня», а «песнь». Это слово звучит белее торжественно, возвышенно. В произведении А. С.



Решение задачи: 1. Своё произведение А. С. Пушкин назвал не «песня», а «песнь». Это слово звучит белее торжественно, возвышенно. В произведении А. С.Решение задачи: 1. Своё произведение А. С. Пушкин назвал не «песня», а «песнь». Это слово звучит белее торжественно, возвышенно. В произведении А. С.Решение задачи: 1. Своё произведение А. С. Пушкин назвал не «песня», а «песнь». Это слово звучит белее торжественно, возвышенно. В произведении А. С.Решение задачи: 1. Своё произведение А. С. Пушкин назвал не «песня», а «песнь». Это слово звучит белее торжественно, возвышенно. В произведении А. С.

Ниже вариант решения задания из учебника Кац 4 класс, Просвещение:

1. Своё произведение А. С. Пушкин назвал не «песня», а «песнь». Это слово звучит белее торжественно, возвышенно.

В произведении А. С. Пушкина много старинных слов. Прочитай эти слова и объясни их значения.

Собирается — планирует, намеревается (устаревшая форма современного слова).

Отмстит — отомстит (устаревшее написание слова, выражающее возвышенность).

Хозары — кочевое тюркоязычное племя, с которым воевала Древняя Русь.

Кудесник — волхв, прорицатель, тот, кто обладает магическими знаниями.

Цареградская броня — доспехи, привезённые из Константинополя (Царьграда).

Тризна — поминки по погибшему, ритуал, связанный с почтением памяти умершего.

2. Некоторые слова поэт написал так, как произносились они в старину: не «собирается», а «сбирается», не «отомстить», а «отмстить». Найди и другие примеры.

• Как ты думаешь, зачем поэт использовал старинные слова? А если бы он заменил их современными — изменилось бы что-нибудь в произведении?

Пушкин использует старинные слова, чтобы передать атмосферу эпохи древней Руси. Это помогает погрузить читателя в историческую эпоху, сделать текст более торжественным и эпическим. Такие слова, как «сбирается», «кудесник», «трезна», звучат возвышенно и напоминают о героическом прошлом.

Если заменить их на современные аналоги, произведение утратит свою стилистическую особенность, ощущение принадлежности к древним временам. Современные слова сделали бы текст более обыденным и лишили бы его исторической и культурной глубины.

3. Уже из названия мы узнали, что Олег — «вещий», то есть ведающий, знающий много, мудрый.

Перечитай первые шесть строк стихотворения. Как много сказал А. С. Пушкин о князе Олеге. Князь — смелый и беспощадный.

• Найди в тексте слова, подтверждающие эту характеристику князя.

«Твой щит на вратах Цареграда» - это подчёркивает его военные заслуги и мудрость, позволившую добиться великих побед.

«Завидует недруг столь дивной судьбе» - его судьба уникальна, и враги признают его могущество.

«Незримый хранитель могущему дан» - указывает на особую связь Олега с божественной силой.

4. Что ещё ты узнал о князе, когда дочитал стихотворение до конца? Подтверди свой ответ строками текста. Обсуди эти строки с товарищем.

До конца стихотворения мы видим Олега не только как великого правителя, но и как человека, подверженного страху перед неизбежной судьбой. Несмотря на его мудрость и силу, он не смог избежать пророчества. Это показывает, что перед судьбой все равны, и никакая власть или могущество не помогут избежать предначертанного.

Подтверждение из текста:

«Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!»;

Эти строки говорят о неожиданности и неизбежности судьбы, которую не удалось предотвратить.

5. а) Когда мы читаем отрывок из «Повести временных лет», то ничего не узнаём о характере волхва. Трудно сказать, как летописец относится к нему.

Перечитай строки стихотворения А. С. Пушкина, посвящённые волхву:

«... вдохновенный кудесник,

Покорный Перуну старик одному,

Заветов грядущего вестник,

В мольбах и гаданьях проведший весь век»

Перун — самый грозный и главный бог древних славян.

Кудесник служит Перуну, он жизнь посвятил не добыванию богатства или воинской славы, а служению богам, поэтому Олег и называет его «любимец богов».

• Как относится к кудеснику А. С. Пушкин? Обоснуй свой вывод.

6) Прочитай слова кудесника. Какие качества старца открылись тебе? Обоснуй свой вывод словами текста.

«...Вдохновенный кудесник,

Покорный Перуну старик одному,

Заветов грядущего вестник,

В мольбах и гаданьях проведший весь век»

А. С. Пушкин изображает кудесника как мудрого, вдохновенного старца, который находится в гармонии с природой и богами. Кудесник представлен как посредник между людьми и высшими силами, что подчёркивает его особую роль в древнерусском обществе. Отношение поэта к кудеснику уважительное и возвышенное. Это выражается в использовании эпитетов («вдохновенный кудесник», «покорный Перуну старик одному») и описании его даров: предвидения и мудрости.

Цитаты из текста:

«Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник.»

«В мольбах и гаданьях проведший весь век.»

Слова кудесника раскрывают его:

Мудрость: Он понимает сущность жизни и смерти, раскрывает судьбу Олега с точностью и ясностью;

Честность: Кудесник открыто говорит князю правду, не скрывая даже тех предсказаний, которые могут показаться неприятными;

Смирение: Он подчёркивает, что служит богам и исполняет их волю;

Свобода духа: Кудесник не боится могущественного князя, так как руководствуется только истиной и волей богов.

Цитаты из текста:

«Правдив и свободен их вещий язык.»

«Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребий на светлом челе.»

Эти слова подчёркивают, что кудесник говорит истину, не пытаясь угодить князю, и передаёт лишь то, что видит.

6. Как поэт передал чувства, которые испытал Олег, услышав слова старца?

Поэт изображает широкий спектр эмоций Олега. Сначала князь относится к предсказанию с усмешкой, пытаясь сохранить внешнее спокойствие, но затем в его душе возникает смятение и тревога. Это подчёркивается описанием его внешних действий и внутреннего состояния.

Эмоции Олега:

Удивление и недоверие: «Олег усмехнулся.»

Тревога и раздумья: «Однако чело и взор омрачилися думой.»

Грусть и прощание: «В молчаньи, рукой опершись на седло, С коня он слезает, угрюмый.»

7. В каких словах выражено отношение князя к коню?

Князь Олег испытывает к своему коню глубокую привязанность и благодарность. Для него конь — это не только средство передвижения, но и верный товарищ, с которым он провёл многие битвы. Разлука с конём вызывает у Олега грусть, а его смерть — сожаление.

Подтверждение из текста:

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга.»;

Эти слова показывают, что для Олега конь был не просто животным, а другом и соратником.

8. Выучи наизусть понравившийся отрывок из этого стихотворения. Объясни, почему выбрал его.

«Запомни же ныне ты слово моё:

Воителю слава — отрада;

Победой прославлено имя твоё;

Твой щит на вратах Цареграда;

И волны и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе.»

Я выбрала этот отрывок, потому что эти строки подчёркивают величие князя Олега, его победы и силу. Они показывают, как его уважали современники и боялись враги. Этот отрывок вдохновляет своими торжественными и героическими образами.