Ответы на вопросы на стр.22-23 Часть 1 ГДЗ Кубасова 4 класс (Литературное чтение)

1. Определи, какое из высказываний является загадкой, и объясни, чем оно отличается от остальных. ДЕРЖИ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ. ВСЕГДА ВО РТУ, А НЕ ПРОГЛОТИШЬ.



Решение задачи: 1. Определи, какое из высказываний является загадкой, и объясни, чем оно отличается от остальных. ДЕРЖИ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ. ВСЕГДА ВО РТУ, А НЕ ПРОГЛОТИШЬ.Решение задачи: 1. Определи, какое из высказываний является загадкой, и объясни, чем оно отличается от остальных. ДЕРЖИ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ. ВСЕГДА ВО РТУ, А НЕ ПРОГЛОТИШЬ.Решение задачи: 1. Определи, какое из высказываний является загадкой, и объясни, чем оно отличается от остальных. ДЕРЖИ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ. ВСЕГДА ВО РТУ, А НЕ ПРОГЛОТИШЬ.Решение задачи: 1. Определи, какое из высказываний является загадкой, и объясни, чем оно отличается от остальных. ДЕРЖИ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ. ВСЕГДА ВО РТУ, А НЕ ПРОГЛОТИШЬ.Решение задачи: 1. Определи, какое из высказываний является загадкой, и объясни, чем оно отличается от остальных. ДЕРЖИ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ. ВСЕГДА ВО РТУ, А НЕ ПРОГЛОТИШЬ.Решение задачи: 1. Определи, какое из высказываний является загадкой, и объясни, чем оно отличается от остальных. ДЕРЖИ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ. ВСЕГДА ВО РТУ, А НЕ ПРОГЛОТИШЬ.Решение задачи: 1. Определи, какое из высказываний является загадкой, и объясни, чем оно отличается от остальных. ДЕРЖИ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ. ВСЕГДА ВО РТУ, А НЕ ПРОГЛОТИШЬ.Решение задачи: 1. Определи, какое из высказываний является загадкой, и объясни, чем оно отличается от остальных. ДЕРЖИ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ. ВСЕГДА ВО РТУ, А НЕ ПРОГЛОТИШЬ.

Ниже вариант решения задания из учебника Кубасова 4 класс, Просвещение:

1. Определи, какое из высказываний является загадкой, и объясни, чем оно отличается от остальных.

ДЕРЖИ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ.

ВСЕГДА ВО РТУ, А НЕ ПРОГЛОТИШЬ.

ЯЗЫК БЕЗ КОСТЕЙ, ХОТЬ ЗАВЯЗОЧКИ ПРИШЕЙ.

Всегда во рту, а не проглотишь. – Это загадка.

Отгадка – язык.

Держи язык за зубами. – Это поговорка, которая советует не быть слишком болтливым.

Язык без костей, хоть завязочки пришей. – Это пословица, которая говорит о слишком болтливом человеке, болтающем много лишнего.

Загадка отличается от других выражений тем, что не содержит совета, народной мудрости, не учит. Загадка не называет предмет, а описывает его с помощью слов, называющих характерные признаки. По этим признакам можно отгадать название предмета.

2. Докажи, что это загадка, и отгадай её.

БЕЗ РУК, БЕЗ НОГ, А РИСОВАТЬ УМЕЕТ.

Без рук, без ног, а рисовать умеет. – Это загадка, потому что описывает предмет и его характерные признаки, но не называет его. Я думаю, что это мороз. Он умеет рисовать узор на стёклах, хотя у него нет ни рук, ни ног.

1. Что ты можешь сказать о языке этих загадок? Какие образные средства использованы при их создании?

ЗОЛОТОЕ РЕШЕТО ЧЁРНЫХ ДОМИКОВ ПОЛНО.

КРАСНАЯ ДЕВИЦА СИДИТ В ТЕМНИЦЕ, А КОСА НА УЛИЦЕ.

СЕРЕБРЯНЫЕ НИТИ СШИВАЮТ ЗЕМЛЮ И НЕБО.

При создании загадок использованы такие образные средства:

«Золотое решето чёрных домиков полно» – метафоры: (золотое решето, чёрных домиков);

«Красная девица сидит в темнице, а коса на улице» – постоянный эпитет (красная девица); метафора (девица в темнице, коса на улице);

«Серебряные нити сшивают землю и небо» – эпитет (серебряные нити); метафоры: (нити сшивают землю и небо).

2. Какие загадки из задания 1 относятся к одной теме?

К одной теме относятся загадки «Золотое решето чёрных домиков полно» и

«Красная девица сидит в темнице, а коса на улице», потому что речь в них идёт о съедобных растениях и овощах: подсолнухе и моркови.

3. Какая загадка из задания 1 содержит рифму?

Рифма есть в загадке «Красная девица сидит в темнице, а коса на улице», рифмуются слова «девица» и «темнице». В слове «улице» последние три буквы «-ице» сходны по звучанию со словами «девица» и «темнице» с той разницей, что гласная «и» безударная. Я думаю, слово «улице» тоже можно считать рифмующимся со словами «девица» и «темнице».

4. Отгадай загадки. Объясни, какие слова помогли тебе их отгадать.

ЖИДКО, А НЕ ВОДА; БЕЛО, А НЕ СНЕГ.

МЕНЯ ОДНУ НЕ ЕДЯТ, А БЕЗ МЕНЯ

МАЛО ЕДЯТ.

Жидко, а не вода; бело, а не снег. (молоко) – Отгадать загадку мне помогли слова «жидко» и «бело». Молоко жидкое и белое.

Меня одну не едят, а без меня мало едят. (соль) – Отгадать загадку мне помогли слова «одну не едят» и «без меня». Соль одну есть невозможно, но без неё невозможно обойтись при приготовлении еды. Несолёная пища кажется невкусной и пресной, поэтому её обязательно подсаливают.

5. К каким темам относятся загадки из предыдущего задания?

Тема загадок из предыдущего упражнения – еда.

6. Отгадай загадки разных народов России. Загадай их своим родителям и знакомым.

СТАРИК ШУТНИК НА УЛИЦЕ СТОЯТЬ

НЕ ВЕЛИТ, ЗА НОС ДОМОЙ ТЯНЕТ.

(Татарская загадка)

НОЧЬЮ МЕРЦАЮТ — НЕ ТУСКНЕЮТ.

ДНЁМ ОТ СОЛНЦА ПРОПАДАЮТ.

(Мордовская загадка)

КОГО ОДИН РАЗ В ГОДУ НАРЯЖАЮТ?

(Загадка народа коми)

Старик шутник на улице стоять не велит, за нос домой тянет. (Мороз. Татарская загадка.)

Ночью мерцают – не тускнеют. Днём от солнца пропадают. (Звёзды. Мордовская загадка.)

Кого один раз в году наряжают? (Ёлку. Загадка народа коми.)

7. Придумай свою загадку. Постарайся, чтобы она была краткой и остроумной.

Хрупкая, воздушная, с неба прилетела, на ладошку села. (снежинка)

8. Прими участие в конкурсе загадок.

(Отгадки: язык; мороз; подсолнух, морковь, струи дождя; молоко, соль; мороз, звёзды, ёлка.)

Конкурс загадок

Про язык:

1) Всегда во рту, а не проглотишь.

2) Всегда он в работе, когда говорим, а отдыхает, когда мы молчим.

3) Если б не было его, не сказал бы ничего.

4) Остёр, как бритва. Сладок, как мёд. И друга отыщет, и врага обретёт.

5) Надобно его беречь. От него и вкус, и речь. Мой родной, как я привык. Все зовут его.

6) Что во рту не проглотить, что может речи говорить. Что может вкус нам подсказать, кто знает, как его назвать.

Про мороз:

1) Без рук, без топорища выстроен мостище.

2) Какой это мастер на стёкла нанёс и листья, и травы, и заросли роз?

3) Художник-невидимка по городу идёт.

Всем щёки нарумянит, всех за нос ущипнёт.

А ночью он, пока я спал,

Пришёл с волшебной кистью

И на окне нарисовал

Сверкающие листья.

4) Он вошёл – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес.

5) В холодильнике живёт.

Превращает воду в лёд.

Щиплет пальчики и нос

Это дедушка (…)

6) Все его зимой боятся.

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице (…)

7) Без рук рисует, без зубов кусает.

Про подсолнух:

1) Удивительное солнце: в этом солнце сто оконцев, из оконцев тех глядят сотни маленьких галчат.

2) Посреди двора – золотая голова.

3) Золотое решето чёрных домиков полно, сколько черненьких домков, столько беленьких жильцов.

4) Стоит он задумчивый, в жёлтом венце, темнеют веснушки на круглом лице.

5) В огороде у дорожки стоит солнышко на ножке, только жёлтые лучи у него негорячи.

6) В огороде, на дорожке, под моим окошком расцвело сегодня солнце на высокой ножке.

7) Чёрная макушка, жёлтая опушка.

8) Повернулось к солнцу золотое донце.

9) Расколи его – будет зёрнышко, посади его – будет солнышко.

Про морковь:

1) Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.

2) Красный нос в землю врос, а зелёный хвост снаружи. Нам зелёный хвост не нужен, нужен только красный нос.

3) Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.

4) Корешок оранжевый под землёй сидит,

Кладезь витаминов он в себе хранит,

Помогает деткам здоровее стать.

Что это за овощ, можете сказать?

5) Огородная краля в оранжевом платье притаилась в погребке, лишь коса на бугорке.

6) Красная девица росла в темнице, люди в руки брали, косы обрывали.

Про струи дождя:

1) Небо косы распустило — длинных струй прозрачен шёлк.

2) Не удержались в сите ъ

Серебряные нити

И, выскочив на волю,

Пришили тучку к полю.

3) Шёл долговяз – в землю увяз.

4) Серебряные нити в ладонь скорей ловите.

5) Побросала туча в поле миллионы водных стрел.

Про молоко:

1) Белое, да не снег, вкусное, да не мёд. От рогатого берут и ребятам дают.

2) От него – здоровье, сила

И румянец щёк всегда.

Белое, а не белила,

Жидкое, а не вода.

3) Из водицы белой –

Всё, что хочешь, делай:

Масло в нашу кашу,

Сливки в простоквашу,

Творожок на пирожок.

Ешь да пей, гостям налей,

И коту не пожалей.

4) Нам даёт его корова,

Чтобы были мы здоровы.

Пьём его, с ним варим кашу

И готовим простоквашу.

Про соль:

1) В воде родится, а воды боится.

2) В земле родится, на солнце вырастает, в воде умирает.

3) Белый камень из горы всегда стоит на столе. Кто его не ест, тот вкуса не знает.

4) В воде родилась, в огне крестилась, на воду пала и пропала.

5) Отдельно – я не так вкусна, но в пище – каждому нужна.

Про звёзды:

1) Платок в сто горошин на небо заброшен.

2) По тёмному небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки,

И только тогда, когда утро настанет,

Вся карамель та внезапно растает.

3) Рассыпалось к ночи золотое зерно,

Глянули утром – нет ничего.

4) Вечером цветут, утром вянут, днём спят, ночью пробуждаются.

5) Угли пылают – совком не достать.

Ночью их видно, а днём не видать.

6) Рассыпался горох на тысячу дорог; никто его не соберёт: ни царь, ни царица, ни красная девица.

Про ёлку:

1) Зимой и летом одним цветом.

2) Она зелёная всегда

И в летний зной, и в холода,

А вместо листиков – иголки.

Все догадались? Это …

3) Ёжик на неё похож,

Листьев вовсе не найдёшь.

Как красавица, стройна!

А на Новый год – важна!

4) Я модница такая, что всем на удивленье!

Люблю я бусы, блёстки – любые украшенья.

Но на мою, поверьте, великую беду

Наряд мне одевают всего лишь раз в году.

5) Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я – главная.