Ответы на вопросы на стр.51 Часть 1 ГДЗ Виноградова 4 класс (Литературное чтение)

С какими героями этого произведения мы встречались, изучая историю Руси? Кто из них – лицо вымышленное? В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» представлены как исторические, так и вымышленные персонажи.



Решение задачи: С какими героями этого произведения мы встречались, изучая историю Руси? Кто из них – лицо вымышленное? В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» представлены как исторические, так и вымышленные персонажи.Решение задачи: С какими героями этого произведения мы встречались, изучая историю Руси? Кто из них – лицо вымышленное? В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» представлены как исторические, так и вымышленные персонажи.Решение задачи: С какими героями этого произведения мы встречались, изучая историю Руси? Кто из них – лицо вымышленное? В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» представлены как исторические, так и вымышленные персонажи.Решение задачи: С какими героями этого произведения мы встречались, изучая историю Руси? Кто из них – лицо вымышленное? В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» представлены как исторические, так и вымышленные персонажи.Решение задачи: С какими героями этого произведения мы встречались, изучая историю Руси? Кто из них – лицо вымышленное? В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» представлены как исторические, так и вымышленные персонажи.Решение задачи: С какими героями этого произведения мы встречались, изучая историю Руси? Кто из них – лицо вымышленное? В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» представлены как исторические, так и вымышленные персонажи.Решение задачи: С какими героями этого произведения мы встречались, изучая историю Руси? Кто из них – лицо вымышленное? В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» представлены как исторические, так и вымышленные персонажи.Решение задачи: С какими героями этого произведения мы встречались, изучая историю Руси? Кто из них – лицо вымышленное? В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» представлены как исторические, так и вымышленные персонажи.

Ниже вариант решения задания из учебника Виноградова, Петрова 4 класс, Просвещение:

С какими героями этого произведения мы встречались, изучая историю Руси? Кто из них – лицо вымышленное?

В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» представлены как исторические, так и вымышленные персонажи.

Князь Владимир — реальная историческая личность, известный как Владимир Святославич или Владимир Красное Солнышко. Он правил Киевской Русью в конце X — начале XI века и сыграл ключевую роль в крещении Руси. В былине он изображен как мудрый правитель, принимающий богатырей и заботящийся о своем народе.

Илья Муромец — центральный герой былины, чье существование не подтверждено историческими документами, что делает его вымышленным персонажем. Однако его образ мог быть основан на реальных людях или событиях. В былине Илья Муромец представлен как могучий богатырь, защищающий Русь от врагов и совершающий подвиги во имя родной земли.

Соловей-разбойник — также вымышленный персонаж, олицетворяющий силы зла и хаоса. Он описывается как чудовище, способное убивать своим свистом и наводящее ужас на окрестные земли. Его образ символизирует угрозы, с которыми сталкивалась Русь, и необходимость их преодоления.

Таким образом, в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» сочетаются реальные исторические фигуры, такие как князь Владимир, и вымышленные персонажи, как Илья Муромец и Соловей-разбойник, что отражает богатство и разнообразие русского фольклора.

Как удалось Илье Муромцу победить Соловья-разбойника?

В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Илья Муромец одерживает победу над Соловьём-разбойником благодаря своей богатырской силе, храбрости и решительности. Подъехав к реке Смородине, где на трёх дубах сидел Соловей-разбойник, Илья столкнулся с его устрашающим свистом, рычанием и шипением, от которых «вся земля дрогнула, столетние дубы покачнулись, цветы осыпались, трава полегла». Несмотря на то, что его конь Бурушка-Косматушка пал на колени от страха, Илья остался невозмутим.

Проявив решимость, он взял свой тугой лук, натянул шёлковую тетиву, наложил каленую стрелу и метко выстрелил в Соловья-разбойника, выбив ему правый глаз. После этого Илья спустил Соловья на землю, крепко связал ремнями и привязал к своему стремени. Затем он доставил пленённого разбойника в Киев к князю Владимиру, где Соловей был наказан за свои злодеяния.

Таким образом, благодаря своей отваге, силе и умению метко стрелять из лука, Илья Муромец сумел преодолеть устрашающий свист Соловья-разбойника и одержать над ним победу.

Найдите в тексте слова, которые передают главную мысль произведения.

В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» главная мысль заключается в торжестве добра над злом, воплощённом в победе храброго богатыря над опасным разбойником. Эта идея отражена в следующих словах и выражениях из текста:

• «Соловей-разбойник... сидит на трёх дубах, на девяти суках. Мимо тех дубов ни сокол не пролетит, ни зверь не пробежит, ни змей не проползёт.» Эти слова подчёркивают, насколько Соловей-разбойник был грозным и вселяющим страх существом, контролирующим территорию и наводящим ужас на всех вокруг.

• «А Илья в седле сидит, не шевельнётся, русые кудри на голове не дрогнут.» Здесь описывается мужество и невозмутимость Ильи Муромца перед лицом опасности, что подчёркивает его решимость и силу духа.

• «Взял он плётку шёлковую, ударил коня по крутым бокам.» Этот фрагмент демонстрирует готовность Ильи действовать решительно и без промедления, несмотря на угрозу.

• «Натянул тугой лук, спустил калёную стрелу... угодила Соловью в правый глаз, вылетела через левое ухо.» Данный отрывок описывает точность и мастерство Ильи в бою, что приводит к поражению Соловья-разбойника.

• «Подхватил его Илья на руки, связал крепко ремнями сыромятными, подвязал к левому стремени.» Эти слова показывают, как Илья, одержав победу, берёт Соловья в плен, подчёркивая торжество справедливости.

Таким образом, через описания противостояния Ильи Муромца и Соловья-разбойника, их характеров и действий, былина передаёт главную мысль о победе добра над злом, мужества над страхом и справедливости над беззаконием.

Какие приёмы, использованные в предании, сближают его со сказкой? Найдём в тексте гиперболы, метафоры, эпитеты, сравнения, повторы.

В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» используются различные художественные приёмы, сближающие её со сказкой: гиперболы, метафоры, эпитеты, сравнения и повторы.

Гиперболы — преувеличения, подчёркивающие силу и могущество героев. Примеры:

• «Его конь, Бурушка-Косматушка, с горы на гору перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает».

• «Взял он плетку шелковую, ударил коня по крутым бокам».

Метафоры — переносные значения слов, создающие образные представления. Примеры:

• «Течет река широкая, бурливая, с камня на камень перекатывается».

• «Взвыла тетива, полетела стрела».

Эпитеты — образные определения, придающие описаниям выразительность. Примеры:

• «Тёмный лес».

• «Широкая, бурливая река».

• «Тугой лук».

• «Каленая стрела».

Сравнения — сопоставления, усиливающие образность повествования. Примеры:

• «Покатился Соловей из гнезда, словно овсяной сноп».

• «Бурушка-Косматушка на колени упал».

Повторы — многократное использование слов или выражений для усиления впечатления. Примеры:

• «Скачет Илья Муромец во всю конскую прыть».

• «С горы на гору перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает».

Эти приёмы придают былине особую выразительность и сближают её с жанром сказки.

Проанализируем выделенные в тексте выражения: встречались ли они в других фольклорных произведениях? Можно ли назвать эпитеты в этих словосочетаниях постоянными?

Постоянные эпитеты — это устойчивые, часто повторяющиеся в фольклоре определения, которые придают повествованию особую выразительность и помогают слушателям легче запомнить текст. В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» встречаются такие выражения, как «болота зыбучие», «люди добрые», «река широкая», «тугой лук», «калёная стрела», «светлая горница», «дорогой прямоезжей».

Многие из этих сочетаний являются постоянными эпитетами, широко используемыми в русских народных произведениях. Например:

• «Тугой лук»: часто упоминается в былинах и сказках при описании оружия богатырей. Это выражение подчёркивает силу и готовность героя к подвигам.

• «Калёная стрела»: также распространённый эпитет, описывающий прочность и надёжность оружия.

• «Светлая горница»: используется для описания просторных и светлых помещений, часто встречается в сказках и былинах.

Эти эпитеты можно назвать постоянными, так как они регулярно встречаются в различных фольклорных произведениях, создавая узнаваемые образы и поддерживая традиции устного народного творчества.

Найдите в тексте описания героев. О чём они могут рассказать читателю?

В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» даны подробные описания героев, которые помогают читателю понять их характеры, поведение и значение в народном эпосе.

Образ Ильи Муромца показывает его как сильного, мужественного и благородного богатыря. Он обладает невероятной физической силой, что видно в эпизоде, где он рвет деревья с корнями и делает настил через болото. Илья также отличается решимостью и бесстрашием – даже когда Соловей-разбойник свистит и рычит, герой не теряет самообладания и спокойно побеждает врага. Его поступки говорят о справедливости и заботе о людях: он не принимает богатства от разбойника, понимая, что они добыты преступным путем, а отправляет Соловья к князю Владимиру, чтобы избавить Русь от опасности.

Соловей-разбойник предстает как злобный и устрашающий враг. Его необычные способности – свист, рык и шипение – вызывают разрушения: дрожит земля, ломаются деревья, осыпаются цветы. Это подчеркивает его нечеловеческую, почти сказочную природу. Однако, несмотря на свою силу, он труслив перед настоящим богатырем: когда Илья его ловит, Соловей уже не может сопротивляться и лишь беспомощно смотрит на победителя.

Образ князя Владимира раскрывает его как могущественного, но иногда легкомысленного правителя. Он хочет развлечься и заставляет Соловья продемонстрировать его силу, не задумываясь о последствиях. Однако после разрушительного свиста он понимает свою ошибку и ценит подвиг Ильи, назначая его старшим богатырем.

Эти описания героев помогают читателю понять главную мысль былины: добро и справедливость всегда побеждают зло, а настоящая сила заключается не только в физической мощи, но и в честности, мудрости и умении защищать слабых.

Выберите любой диалог и прочитайте его по ролям.

Диалог из произведения «Илья Муромец и Соловей-разбойник»:

Там у князя Владимира пир идёт, за столом сидят богатыри русские. Вошёл Илья, поклонился, стал у порога.

— Здравствуй, князь Владимир с княгиней Апраксией, принимаешь ли к себе заезжего молодца?

Спрашивает его Владимир Красное Солнышко:

— Ты откуда, добрый молодец, как тебя зовут? Какого роду-племени?

Поклонился Илья князю Владимиру:

— Зовут меня Ильёй. Я из-под Мурома. Крестьянский сын из села Карачарова. Ехал я из Чернигова дорогой прямоезжей. Я привёз тебе, князь, Соловья-разбойника, он на твоём дворе у коня моего привязан. Ты не хочешь ли поглядеть на него?

Говорит ему князь Владимир:

— Ну-ка засвищи по-соловьиному, зарычи по-звериному!

Не глядит на него Соловей-разбойник, не слушает:

— Не ты меня в бою брал, не тебе мне приказывать.

Рекомендации к чтению:

При чтении этого диалога важно передавать настроение и характер каждого персонажа:

• Илья Муромец говорит уверенно, с достоинством, но уважительно по отношению к князю. Его голос должен быть спокойным, уверенным и твёрдым.

• Князь Владимир говорит повелительно, но с интересом и без злости. Его речь должна звучать слегка приподнято, с нотками любопытства и властности.

• Соловей-разбойник отвечает дерзко и гордо, в его голосе должно чувствоваться упрямство и попытка сохранить своё достоинство.

Чтобы выразительно передать этот диалог, важно использовать разные интонации:

• В речи Ильи должно звучать благородство, уверенность.

• Голос князя Владимира можно сделать звучным, подчёркивая его статус.

• Ответ Соловья-разбойника следует читать вызывающе, немного презрительно.

Такой подход поможет оживить диалог и сделать его более выразительным.